-
Administrator
Память 16 февраля / 1 марта Скачать(MP3 файл. Продолжительность 5:55 мин. Размер 4.3 Mb)Читает иеромонах Игнатий (Шестаков) Этот лик двенадцати славных мучеников разного происхождения и состояния явился образом самой Церкви во всем ее разнообразии. Главой их был знаменитый Памфил. Он происходил из Бейрута в Сирии, учился у Пиерия – наследника Оригена во главе Александрийской школы. Памфил стал одним из пламенных почитателей и проповедников доктрины великого учителя
_____________________________________________________________
Память 16 февраля
/ 1 марта
Этот лик двенадцати славных мучеников разного
происхождения и состояния явился образом самой Церкви во
всем ее разнообразии. Главой их был знаменитый Памфил. Он
происходил из Бейрута в Сирии, учился у Пиерия –
наследника Оригена во главе Александрийской школы. Памфил
стал одним из пламенных почитателей и проповедников
доктрины великого учителя. Отказавшись от состояния в
пользу бедных, убегая от мирской славы, он полностью
посвятил себя упражнению в добродетели и размышлению над
словом Божиим. Из Александрии он переехал в Кесарию
Палестинскую. Там, приняв священный сан, он возглавил
богословскую школу, созданную Оригеном. Еще до начала
гонений Памфил жил словно мученик, убивая аскезой всякое
плотское наслаждение. С неустанным усердием он предавался
переписыванию и комментированию Священного Писания,
применяя аллегорический метод наставника.
В 307 году, когда гонения Максимина Дайи прокатились по
всему Востоку, святой Памфил был арестован и предстал
перед наместником Палестины – жестоким Урбаном. Тот,
выяснив философские убеждения монаха, приказал ему
принести жертвы идолам. Отказавшись, святой перенес пытки
со спокойствием бестелесного существа и был брошен в
тюрьму вместе с диаконом Валентом – старцем
благородного вида, который по памяти цитировал длинные
отрывки из Священного Писания, и мужественным Павлом,
который без единого крика претерпел пытку раскаленным
железом. Два года они провели в застенке.
Однажды перед воротами города предстали пять христиан из
Египта. Они возвращались на родину после того, как
проводили исповедников, отправленных на работы в
киликийские рудники. Египтяне ничего не скрыли от
стражников и признались, что они – христиане. Их тут
же арестовали как преступников и отвели к наместнику
Кесарии Фирмилиану. Подвергнув их различным пыткам, судья
приказал им перечислить свои имена. Вместо того чтобы
произнести свои языческие имена, они назвались именами
великих пророков Ветхого Завета: Илии, Иеремии, Исаии,
Самуила и Даниила. Когда он спросил об их происхождении,
один из них отвечал: «Иерусалим», – имея
в виду Горний Иерусалим – Град Бога Живого, Небесную
родину всех христиан. Судья, чей дух оставался прочно
привязан к земным вещам, подумал, что христиане заполонили
враждебный римлянам город[1]. Он заставил долго
бичевать мученика и, поскольку тот оставался неколебим,
отдал приказ обезглавить его вместе с товарищами.
Потеряв разум от ярости, Фирмилиан велел привести и
Памфила с Валентом и Павлом, которые уже раньше
продемонстрировали стойкость в мучениях, и приказал им
подчиниться. Но святые мученики продолжали исповедовать
веру и выслушали такой же приговор.
Когда их вели на казнь, Порфирий, юноша, прислуживавший
Памфилу и бывший его духовным чадом, громко попросил
выдать ему тела мучеников, чтобы похоронить. Судья, от
ярости походивший на дикого зверя, отверг просьбу и,
напротив, приказал схватить Порфирия и отдать палачам,
чтобы те разорвали его до самых внутренностей. Его тело,
по сути, перемололи. Безгласного и почти безжизненного,
Порфирия повели на костер, чтобы сжечь на медленном огне.
Он шел на смерть, словно атлет-победитель, с лицом,
сиявшим Божественной благодатью, устремив глаза к небу и
спокойно давая друзьям последние наставления. Когда его
поставили на костер, он жадно привлек к себе дыханием
языки пламени, не проронив ни слова и лишь призвав на
помощь имя Иисуса, Сына Божия.
Другой исповедник, Феодул, был почтенным и набожным
старцем, удостоенным важного положения в доме самого
наместника. Он исповедал христианскую веру и связь со
святыми мучениками таким же образом, что и Селевк. Когда
его поставили перед господином, тот, вне себя от гнева,
отдал Феодула на распятие, почтив смертью, подобной смерти
Спасителя.
Тем временем в городе был проездом некий Иулиан,
благочестивый каппадокиец, исполненный Духа Святого. Он
бросился к месту, где лежали тела святых мучеников, и в
великой радости стал обнимать их одно за другим. Он тут же
был схвачен, и Фирмилиан приговорил его к сожжению на
медленном огне. Со сверхъестественным веселием,
громогласно восхваляя Бога, он присоединился к лику святых
мучеников.
После казни Памфила, главы этой славной когорты,
нечестивый наместник приказал оставить тела на месте в
добычу хищникам. Но по Промыслу Божию звери не подошли к
ним, и христиане смогли предать мучеников достойному
погребению[2].