Москва митингует уже несколько дней и готовится к большому митингу 10 декабря — против нарушений избирательных прав граждан на выборах в Госдуму. Волна протестов пошла по России. В субботу выйти и выразить свое несогласие с оглашенными результатами выборов собираются жители не только Москвы и Санкт-Петербурга, но и еще почти семидесяти городов. Что происходит? Как относиться к послевыборным событиям? Кому верить? На эти вопросы специально для портала «Православие и мир» отвечают эксперты.
Священник Александр Шумский:
Православные не должны участвовать в каких-то протестных митингах против власти. Это мое глубокое убеждение. Кроме тех случаев, когда речь идет о явном богоборчестве и глумлении над святынями. Только в этом случае возможно открытое выступление протии власти, если она начнет действовать подобным образом. Кроме того, православным не стоит выступать против выборов. Выборы состоялись — и надо это признать, а не заниматься выяснением, правильно ли там все прошло, или нет.
Сейчас власть нуждается в поддержке. И при всех ее недостатках, которые мы хорошо знаем и на которые не собираемся закрывать глаза, мы, православные, и должны ее поддержать. В действиях любой власти, даже самой казалось бы правильной, всегда найдется то, что можно рассматривать как повод для уличных протестов. Православный человек должен прежде всего подумать о последствиях своих действий. О том, что или кто водрузится на место плохой власти.
Сейчас появилась такое довольно опасное явление, о котором даже Достоевский не помышлял, как православный «нигилизм». Это вещь очень опасная. В одной из своих песен Жанна Бичевская поет: «Мы врага настигнем по его же следу и порвем на части, Господа хваля». У меня от этих слов проходит холодок ужаса.
И что у нас получается сегодня? Что радикальный националист и православный радикал очень близки друг другу по духу. Это очень опасно. Радикальные националисты сейчас соединяются с радикальными либералами в протестном противостоянии власти, и к ним присоединяется уже часть православных радикалов. Получается парадокс: православный радикал, который не помышлял о том, чтобы быть на одном поле с либералами, оказывается с ним заодно.
Примеров страшных здесь немало. Можно вспомнить 1999 год, Вышний Волочок, где в день Великой Субботы двое православных, которые ходили в храм, причащались, Александр Сысоев и Евгений Харламов расстреляли в милицейской управе сотрудников, трое были убиты, один ранен. Эти люди хотели мобилизовать местное население на Крестный ход на Кремль. При определенных условиях такие вещи могут повторяться.
Сейчас ситуация опасна, потому что нас ждет кризис и, судя по всему, серьезный. Значит, будут ухудшаться условия жизни людей, как следствие – повышаться нервозность. Соответственно, будет повышаться нестабильность. И поводов для недовольства будет очень много. В этой ситуации именно православные должны быть спокойными. В конце концов, нам Господь легкой жизни не обещал в этом мире. И мы должны принимать любые лишения, невзгоды и трагедии стоически в христианском смысле. И — молиться. Чтобы Господь дал нам силу выстоять, чтобы Он вразумил власть действовать правильно.
Когда говоришь «надо молиться», чаще слышишь ответ: «Ну, это понятно». А вы попробуйте молиться так, чтобы действительно получился результат. Молиться по-настоящему гораздо тяжелее, чем выйти на улицу и начать митинговать. Молитва – не чтение утреннего правила. Как говорил Паисий Святогороец, надо молиться Богу с болью.
Но это — трудно. Гораздо проще выйти на уличную демонстрацию, там у тебя разгорячится кровь, войдет адреналин и, как говорит молодежь, в итоге будет кайф. Кайф вместо благодати. Кроме зла это ничего не может принести.
К сожалению, сегодняшние православные мало молятся. И отсюда те результаты, которые мы видим. Что-то решить уличной борьбой невозможно. Хотя некоторые лукавцы говорят: «Христос же тоже был революционером». Однако революционером был Варавва и он бунтовал народ, настраивал многих против оккупационной римской власти. Но его отпустили по требованию народа.
Мы же должны уподобляться не Варавве, а Христу.