Среда, 24.04.2024, 09:07
Приветствую Вас Гость

Мой сайт

Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2013 » Июль » 29 » Протоиерей Георгий Митрофанов «Православной Цер
01:30
 

Протоиерей Георгий Митрофанов «Православной Цер

Протоиерей Георгий Митрофанов «Православной Церкви пора выносить сор из избы»

Автор: Священник Иоанн Охлобыстин — Последнее изменение: 05.09.2012

Почему РПЦ стала средоточием громких скандалов и чем это грозит обществу, рассуждает петербургский православный историк, философ, публицист, преподаватель петербургской православной Духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов.

Комментируя создание движения «крестоповальщиков» и «православных дружин», срывающих «богохульные» футболки с прохожих, правозащитники опасаются, что инициативы этих двух радикальных движений могут вылиться в кровавые общественные столкновения.

- Сам факт подобного рода мероприятий говорит о том, что ни та, ни другая сторона по-настоящему всерьез не продумывает свои позиции — ни мировоззренческие, ни нравственные. Утешает лишь то, что наше общество сейчас хотя и пребывает в состоянии раздражения, но в то же время настолько захвачено усталостью, безверием и, в общем-то, конформизмом, что дальше проявления какого-то мелкого бытового хулиганства эти движения не пойдут. Даже в столкновениях между собой. Но если говорить по существу, то сегодня мы видим, насколько же измельчала духовная и, я даже бы сказал, мировоззренческая жизнь наших современников! Если сравнить нынешних «крестоповальщиков» с подлинными народовольцами 70-х годов позапрошлого века, то нельзя не поразиться дистанции огромного размера, существующей между ними. Если же говорить о так называемых православных народных дружинах, то простите, но мне в голову приходит аббревиатура из нашего недавнего советского прошлого – ДНД — добровольные народные дружины, которые наш же народ расшифровывал как «дуракам нечего делать». И ничего, кроме глубокого разочарования, я в данном случае испытать не могу. Все происходящее свидетельствует о том, что мы очень поверхностно, очень внешне воспринимаем и религиозную, и нравственную, и политическую жизнь.

- А как воспринимают религиозную жизнь в сегодняшней России сами церковные деятели?

- Если говорить о православной церковной среде, все свидетельствует о том, о чем я уже не раз говорил, — о глубоком забвении Христа нашими православными христианами. Вы можете представить себе подобного рода православную народную дружину, таскающую за бороды фарисеев во времена Иисуса Христа?.. Все происходящее показывает, что даже в нашей церковной среде светские, советские стереотипы давно уже заменили элементарные представления о том, что же такое вера Христова.

- Но ведь именно под знаменем защиты веры от светского «кощунства» и выступают в последние месяцы с громкими заявлениями такие известные церковные деятели, как протоиерей Всеволод Чаплин, который объявил действия «православных дружинников» шагами в правильном направлении.

- Я не побоюсь выразиться, может быть и резко, но с моей точки зрения православного священника, высказывания отца Всеволода Чаплина оскорбляют православного христианина во сто крат больше, чем акция «Пусси Райот». И это происходит систематически! «Пусси Райот» выскочили один раз и сгинули, а отец Всеволод Чаплин постоянно проявляется, и любое его выступление заставляет меня краснеть за нашу Русскую православную церковь.

- Но ведь эти заявления очень многие люди воспринимают как едва ли не официальную позицию РПЦ.

- Видимо, должность отца Всеволода Чаплина приводит наше общество к убеждению в том, что его высказывания — это голос всей Русской Православной Церкви, что не является таковым на самом деле.

- Но почему тогда позиция не встречает достойной оппозиции внутри самой церковной организации? Почему среди других священнослужителей в России у него так мало оппонентов? Почему их голоса практически не слышны?

- Трудно сказать, почему это происходит. Но отец Всеволод Чаплин еще и потому периодически и даже очень часто высказывает умопомрачительные свои суждения, что он уже давно оторвался от реальной жизни. Вся его жизнь прошла в синодальных отделах, не было опыта настоящего — приходского пастырского. У него не было опыта преподавания в духовных школах, гимназиях, он всю жизнь был функционером. И вот это пространство Интернета, пространство СМИ постепенно стало заменять для него ту самую реальную русскую жизнь — и церковную, и не церковную, — по поводу которой он высказывается. Это не жизнь – это имитация жизни. Выступая в средствах массовой информации часто и по разным поводам, очень легко заниматься этой самой имитацией. Она может выглядеть очень впечатляюще. Но от этого не становится настоящей, относящейся к реальной жизни. Я вот, например, будучи уже четверть века и преподавателем духовных школ, и священником, могу сказать, что уж никак не «Пусси Райот» являются главной проблемой нашей церковной жизни, никак не педофилические наклонности в творчестве Маркеса и Набокова являются проблемами нашей духовной жизни и разрушают основы нашего общества. И когда я слышу такие слова из уст священника, у меня возникают два объяснения: либо он просто неадекватен, либо это циничный постмодернизм, за которым на самом деле скрывается глубинное равнодушие к проблемам реальных людей.

- Если говорить о проблемах реальных людей, в частности об уже упомянутых участницах группы «Пусси Райот», как вы оцениваете вынесенный им приговор? И как вы оцениваете реакцию на него со стороны РПЦ?

- Наша официальная реакция последовала где-то часа через полтора после вынесения приговора. Тогда Высший церковный совет сделал свое заявление, в котором говорилось, что все произошедшее (суд и вынесение приговора) в принципе правильно, но в общем и целом надо бы проявить милосердие. Какое именно милосердие – сказано не было. Для меня это заявление показалось в высшей степени запоздалым и, мягко говоря, двусмысленным. Я еще в апреле, обсуждая эту тему, предлагал, как мне казалось тогда, самый приемлемый для нашей официальной церковной позиции вариант: предложить освободить этих трех плясуний под залог, дабы вернуть двух матерей их детям. Если бы они приняли подобное предложение со стороны церкви, они бы тем самым понесли свое покаяние; если бы не приняли, то продемонстрировали свое неприятие. Но церковь бы сделала то, что от нее всегда требуется в подобных ситуациях. Ведь что произошло: они действительно вольно или невольно оскорбили Господа. Господь милосерден. Что же касается нас, его служителей, мы вправе напоминать людям, даже оскорбляющим Бога, что Господь милосерден и мы готовы проявить это же самое милосердие. И вообще я не могу понять, почему потерпевшими в этой истории объявлены охранники? Они ведь скорее — должностные лица, причем, судя по всему, плохо исполнявшие свои обязанности… Вывод таков — по существу в пустяковой истории мы споткнулись и грохнулись громко и прилюдно наземь с нашей официальной позицией. И здесь велика вина всех тех, кто дерзает выступать от имени всей РПЦ в силу своих должностных полномочий.

- На ваш взгляд, может ли внутри самой РПЦ начаться открытая полемика с теми, о ком мы сейчас говорим и кто, по сути, наносит урон авторитету РПЦ?

- Я думаю, что мы наконец должны оставить тот дух триумфализма, который мешал нам видеть себя такими, какие мы есть, прежде всего последние 20 лет. Мы должны отдавать себе отчет в том, что многие изъяны общества — это отражение изъянов церкви. Мы должны начать говорить о своих недостатках сами, с болью, со скорбью, с сокрушением. А не давать возможность говорить об очевидных наших недостатках тем, кому церковь чужда и враждебна. И чем скорее у нас начнется прямая, честная дискуссия о наших проблемах, тем яснее будут люди, заинтересованные в преодолении этих проблем, а не в желании усугубить их до того, чтобы церковь совсем уже распалась, тем скорее начнется церковное возрождение. Сейчас очень часто возникает ощущение, что то, что мы называем «возрождением», представляет собой вырождение. Это будет продолжаться до тех пор, пока принцип «не выносить сор из избы» будет нашей доминантой. И если не делать этого никогда, изба наполнится сором, он начнет вываливаться из окон и дверей, что у нас уже сейчас и начинает происходить.

Беседовала Екатерина Семыкина для «Фонтанки.ру»

Мне нравится:
Поделиться:
Страница для печати Страница для печати


HTML код для сайта или блога

Мы в других социальных сетях. Давайте дружить!
  • Владимир 22.09.2012 в 15:13

    Отвечу Дмитрию. Тот самый, тот разлюбезный протоиерей Митрофанов, который восхвалял карателей власовцев (вешателей, подонков, предателей Родины) он возводил их в герои. Да, тот самый Митрофанов, которого наши православные, братья и сестры, заслуженно прозвали церковным власовцем или того хуже — покровителем иуды.Ничем уже не брезгует, даже бульварной прессой, в грязную «Фонтанку» окунулся — лишь бы поизгаляться… Я не удивлюсь, если он с такими «Пусси Райот» сам будет плясать на алтаре… С кем он сегодня? С Берлом Лазаром, с Маратом Гельманом и прочими защитниками скверны. Иудино племя его принимает охотно. У меня один вопрос: как такое авторитетное учебное заведение, выпустившее из своих стен великих богословов, терпит в своих стенах явного циничного провокатора? Конечно, уважаемый ректор Академии владыка Амвросий не читает «ФонтанкуRU», но своих подопечных знать все-таки обязан. Защита предателя-палача Власова, восхваление адмирала Колчака, тоже предавшего Царя,аплодисменты явным сатанистам… Не слишком ли…
    Владимир Павлович Голубев, автор книги «Выживание русских», в которой есть глава «Новые власовцы и старые кукловоды».

Просмотров: 245 | Добавил: gamuchatun | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Июль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта