«Надо сказать, что русские гораздо хуже представляют себе Китай, чем китайцы — Россию. Когда мы едем в Пекин, мы не должны ожидать увидеть времена Конфуция или Лао Цзы. Это все равно, что ехать в Нью-Йорк и ожидать там увидеть девственные леса времен первых встреч поселенцев из Старого Света с индейцами. Или ехать в Токио и вместо небоскребов надеяться увидеть там столицу древних японских императоров.» (Протоиерей Дионисий Поздняев, журнал «Фома» №3, 2013)
Есть на Земле одна очень могущественная держава. Её экономика растёт с невиданными темпами, каждый день являя миру 55 новых миллионеров (по данным Банка Америки). Эта страна, усеянная мегаполисами с небоскребами и пересеченная хайвеями, занимает первое место по инвестициям в альтернативную энергетику, а её военные инженеры создали мощный истребитель-невидимку пятого поколения. Местные жители приветливы и независтливы, а на оказанное им внимание благодарят втройне. Но есть одно «но», из-за которого весь этот оптимизм рушится: людям там не разрешают верить в Бога. Верующие вынуждены молиться на квартирах, соблюдая конспирацию, ведь Богу не нашлось места в государственной идеологии. Речь, конечно, пойдёт о Китае.
Мартовский номер журнала «Фома» (№3, 2013 г. «Китай. Весна Православия») посвящен жизни православных людей в Китае. О том, в каких условиях приходится служить православному священнику и осуществлять миссию в Поднебесной, рассказывают супруги протоиерей Дионисий и матушка Кира Поздняевы. Хотя, конечно, про миссию после Культурной революции говорить сложно; коммунистическая идеология, впитавшая характерный восточным народам максимализм, не оставила места для духовной жизни. По местному закону член партии обязан быть атеистом, а в реальности это требование распространяется на всех китайцев. Конечно, уже нет погромов и разрушения церквей, но и церквей-то там практически не осталось: 13 приходов на всю страну. Служить в церкви иностранцам государство не разрешает, а для китайцев, в свою очередь, закрыт доступ в духовные семинарии… Правда, в 2012 году двоим китайским юношам всё-таки было позволено обучаться в Московской и Санкт-Петербургской семинариях.
Матушка Кира Поздняева рассказывает о Пасхальном богослужении, совершенном в храме на территории российского посольства в Пекине, и об удивительном православном храме Гонконга. Этот крошечный островок Христовой веры, находящийся на седьмом этаже бизнес-центра, почти незаметен в огромном океане 7-миллионного города. Но прихожане в эту маленькую домовую церковь приезжают из разных уголков страны. Вообще православные китайцы – это, как правило, бывшие католики или протестанты, или те, кто когда -то работал в России. Что же делать, чтобы миссионерство в Поднебесной возродилось? Протоиерей Дионисий говорит о необходимости уделять большое внимание знанию китайского языка, причем знанию совершенному, на уровне своего родного языка. Ведь ошибки при рассказе о Слове Божием совершенно недопустимы, тем более если нет вероятности, что подобный рассказ ещё когда-нибудь состоится.
Отец Дионисий приводит интересные слова одного пекинского профессора: «Китайская культура умерла. И с точки зрения многих ученых в Китае, единственное, что может ее воскресить, — это встреча с христианством». Так что напрасно наши соотечественники смеются над самой идеей крещения Поднебесной, ведь в свое время и Римская Империя, и языческая Русь относились к Христианству так же враждебно, как и современный Китай. Но даже самому жестокому государству «трудно идти против рожна» [Деян., 9:5], а «свет Христов просвещает всех» вне зависимости от национальности и гражданства.
Алексей и Анастасия Теняковы