Вопрос о сути церковной Традиции[1] никак не отнести к числу академически-отвлеченных.
Разлом исторического пути России поставил нас в такое уникальное положение, при котором то, чем станет Россия и чем станет российское православие завтра - зависит от нашего сегодняшнего выбора. Реальный разрыв всех традиций позволяет свободно решить: какие ниточки стоит сопрячь, какие - оставить в исторических описаниях. “Какой ты хочешь быть Россией - Россией Ксеркса иль Христа?” (В. Соловьев). Промыслом нам дарована великая свобода. Но там, где свобода - там и искушения. Из того, что нечто имело место в русском прошлом, никак не следует, что это нечто историей освящено и христианизировано и что в качестве святыни православной или национальной оно должно быть восстановлено. С Традицией Церкви было переплетено немало таких местных обычаев и преданий, которые фактически чужды православию. Нередко сегодня православно-русскими традициями называются те языческие предрассудки, с которыми Церковь веками боролась.
Вот типичный “православный гороскоп” наших дней: “В Великую среду собирали по оврагам снег, натаявшую воду солили прошлогодней “четверговой” солью и этой водой обливали всю скотину на дворе. Считалось, что обряд предохраняет двор от всякой напасти на целый год... Великая Суббота. Христос во гробе. Красильная суббота - красили яйца. Заклинали морозы-утренники, чтобы они не избили льна”. О Великом Четверге сказано, что в этот день надо мыться, еще - “чтобы водились деньги, их принято считать в четверг утром”. То, что в это самое утро все христиане исповедуются и причащаются - автор публикации обошел молчанием[2]. А вот - Пасха: “Вообще с Пасхой связаны очень интересные суеверные обычаи, обряды и приметы. В пасхальную ночь, говорят, можно беседовать с умершими. Для этого надо после заутрени прийти на кладбище, помолиться Богу, совершить три земных поклона, лечь на землю и громко крикнуть: “Христос воскресе, покойнички!” На это покойники ответят: “Воистину воскресе![3] ” Много ли есть в России массовых светских газет, которые к каждому значимому церковному празднику помещали бы проповедь православного священника? А много ли есть таких газет, которые не помещали бы по тем же самым поводам бреда, подобного только что приведенному? Давно известно, что “газета - это коллективный организатор”. Так какое же это “православие” собрались сорганизовать на Руси газетчики-этнографы? Поистине, нужно иметь совсем уж сожженную религиозную совесть, чтобы после таким образом преподанного “православия” не уйти к баптистам.
Подделок под православные традиции очень много. Как отличить их от подлинного Предания Церкви? Здесь не повод для исторического исследования, культурологических сопоставлений и феноменологических опытов. Богословие сегодня - это не отвлеченность и не предмет занятий узкого круга профессионалов. Богословие - это вопрос духовной безопасности, вопрос просто духовного выживания.
Ереси и культы, как будто давно погребенные в истории, под лучами “перестройки” оттаяли и вышли наружу. Для России коммунизм оказался своеобразной “машиной времени”: религиозная история вернулась вспять. Сегодня, не выезжая за пределы Москвы, можно изучить все верования, когда бы то ни было бывшие на Земле. Желаете приобщиться к “эзотерическим знаниям” язычества? - Общества Рерихов к вашим услугам. Хотите увидеть живых богомилов, альбигойцев или хлыстов? - Пожалуйте на собрания “Богородичного центра”. Дворцы культуры приглашают на камлания шаманов. В университетских общежитиях создаются кришнаитские и буддистские ашрамы.
[1] Слова “Предание” и “Традиция” я буду употреблять как синонимы. Эти слова, написанные с прописной буквы, надо отличать от “традиций” или “преданий” - с маленькой буквы или во множественном числе. Принцип такого различения будет пояснен ниже.
[2] Впереди - Страстная неделя. // Советская Башкирия. 1994. 23 апреля.
[3] Как на этой на неделе. // Советская Башкирия. 1994. 30 апреля.
скачать и изучить данный труд можно по ссылкам ниже
Содержание