Пятница, 19.04.2024, 17:38
Приветствую Вас Гость

Мой сайт

Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2013 » Июль » 31 » Основная концепционная идея программы: пробудит�
12:56
 

Основная концепционная идея программы: пробудит�

Н.А. Минулина

(Новосибирск)


Православные и крестьянские праздники как основа программы

«Развитие детей раннего возраста на основе русской традиционной культуры»

и некоторые результаты апробации


Православные праздники всегда составляли основу жизнедеятельности русского крестьянина, ведь невозможно представить русского крестьянина не православным. Эти праздники требовали определённой подготовки, укрепляли духовную основу и взрослых и детей, а также содержали в себе воспитательные задачи.

Крестьянские праздники имеют древнюю историю ещё с язычества, но с приобретением русским народом православной веры они помимо эстетической, развлекательной стороны приобрели ещё нравственно-духовную. Гармонично слившись, православные и крестьянские праздники впитали всё лучшее друг от друга, в результате чего получилась великолепная образовательно-воспитательная система.

Опытно-поисковая и аналитическая работа была направлена на создание эффективной системы развития обучения и воспитания детей раннего возраста (от 1,5 до 3 лет), обеспечивающей высокое качество эмоционально-личностной вовлечённости детей и их родителей в православно-обрядовую культуру и русский фольклор на основе русской традиционной системы воспитания. В результате разработана педагогическая система на основе православия, русского фольклора и этнографии.

Главная цель образовательной программы «Развитие детей раннего возраста на основе русской традиционной культуры» – развитие детей, их воспитание и обучение в рамках традиционной культуры, обучение родителей на основе народной педагогики, что в свою очередь вызвано необходимостью возрождения традиционных методов воспитания.

Основная концепционная идея программы:


  • пробудить генетическую память ребёнка к своим историко-культурным корням;

  • заложить в ребёнка фундаментальные основы православного духовно-нравственного развития личности;

  • развивать детей физически и умственно с упором на развитие речи и музыкального слуха;

  • прививать детям любовь к народной культуре посредством различных жанров русского фольклора.

Программа представляет:

  • интеграцию идей традиционной и современной педагогики;

  • опирается на нравственно-духовные нормы православия;

  • включает разнохарактерные жанры русского фольклора;

  • способствует развитию художественного вкуса.

Для успешной реализации программы необходима система занятий не менее трёх часов в неделю, двухлетнее обучение с последующим переходом в школу традиционной культуры или православную школу.

Реализуемая программа опирается на закономерности, лежащие в основе народного и православного календаря, праздников и обрядов, крестьянского быта, которые в своём единстве и формируют её содержательную и методическую части. Опорными точками программы являются православные и крестьянские праздники, к которым предполагается изучить определённые игры, песни, танцы, хороводы, потешки, а также провести прикладные занятия необходимые для проведения праздников.

Успехи деятельности ребёнка учитываются путём личных наблюдений педагога и родителей за развитием детей, а также в проведении игр, праздников, на которых детям могут даваться поручения и роли, по выполнению которых и можно судить об успешном усвоении программы. Существует три этапа проведения праздника:

  1. Подготовка к празднику.

  2. Сам праздник.

  3. Отслеживание результатов праздника.

В концептуально-методическом плане проведение праздников строится на основе православной и народной традиций, в их соединении. Так, после песнопений на Рождество в исполнении преподавателей могут быть исполнены колядки в исполнении детей, а также святочные игры, хороводы, приход ряженых, Петрушки, вертепный театр. Праздники, сочетающие православную и народную культуры, используют обиход обеих культур. В праздниках, и в их подготовке участвуют преподаватели, дети, родители, а также приглашённые гости и друзья.

Одной из характерных особенностей такого праздника является совпадение дат народного календаря, дат православного календаря, подлинность культурных традиций самого праздника. Большое значение имеет точное и последовательное выстраивание и воспроизведение данной традиции: песен, хороводов, ряжения, обрядов и т.п. Только подлинность и глубокая продуманность рождает настоящую атмосферу праздника, который отражает данную традицию и несёт на себе эмоционально- психологические и эстетические функции.

Тематический план проведения народных календарных праздников.




Название праздника

Сроки

Основное содержание деятельности

1.

Покров Пресвятой Богородицы

14 октября

Рассказ о православном празднике «Покров Пресвятой Богородицы». Песенно-игровая программа про домашних животных. Ярмарка. Чаепитие.

2.

Кузьма – Демьян Зимний

14 ноября

Рассказ о чудотворцах Косме и Дамиане и народных традициях празднования «Кузьминок». Песенно-игровая программа «Капустная вечорка», Чаепитие. Кукольный театр.

3.

Святки

7-19 января

Рассказ о всех православных праздниках святочного периода. Песенно-игровая программа с приходом ряженых, Петрушки, с конкурсами и подарками, чаепитие.

4.

Масленица

Февраль-Март

Рассказ о мясопустной неделе, народных и православных традициях Масленицы. Песенно-игровая, обрядовая программа с приездом и представлением Масленицы, катанием на санях, лошадках на палочке и чаепитие с блинами.

5.

Встреча весны (Сороки)

22 марта

Рассказ о сорока мучениках Севастийских. Пение весенних закличек на улице с «жаворонками» в руках, игры и песни про птиц.

6.

Пасха

Апрель-Май

Пение тропаря, христосование, катание на домашних качелях, катание крашенных яиц по желобку, чаепитие с куличами, пасхой.

7.

Кирилл и Мефодий

24 мая

Житие равноапостольных учителей Кирилла и Мефодия. Изготовление аппликации славянского и русского алфавита, игры про буквы, загадки, конкурс скороговорок. Чаепитие.

Программа реализовывается на базе учреждений дополнительного образования, в частности в филиале Дома детского творчества «Центральный» школе русской традиционной культуры (ШРТК) «Васюганье». Храм благоверного великого князя Александра Невского тесно сотрудничает с ШРТК «Васюганье». Хорошо функционирует система преемственности, дети раннего возраста, закончившие обучение по программе, могут его продолжить в воскресной школе при соборе. Также как и учащимися часто становятся дети прихожан и священнослужителей собора.

В основе программы лежит региональный компонент, а именно исследования в области науки и практики замечательного сибирского учёного профессора НГПУ М.Н. Мельникова1. Подчёркивая полифункциональность и многожанровость детского фольклора, он отмечал: - «Только глубокое и всестороннее знание психологии детского возраста могло послужить основой для создания богатейшей поэзии пестования, имеющей жанры поэзии, особые для каждого периода жизни ребенка. В произведениях материнской поэзии закреплены многообразные приемы воспитания». Собранный Михаилом Никифоровичем экспедиционный материал по сибирскому детскому фольклору, в частности «Поэзия пестования», является репертуаром студии «Потешки». Чтобы адаптировать этот материал к современным условиям, разработана система, позволяющая заниматься с 8-10 полуторагодовалыми детьми их родителями одновременно. В основу программы положен принцип системного взаимодействия в координатах «педагог - родители – ребёнок». Педагог является координатором взаимодействия родителей и детей на основе православных и национальных семейных традиций воспитания.

Под воспитательно-развивающим потенциалом этнопедагогики в условиях студии развития детей раннего возраста мы понимаем всё разнообразие жанров детского фольклора, которое помогает привлечь внимание ребёнка, вызвать его интерес к окружающему миру, к познанию самого себя. Ведь для ребёнка очень важен именно этот период его жизни, когда он только начинает познавать мир.

Первое, что можно применить к ребёнку уже с его рождения это колыбельная песня, как первая ступенька к постижению многообразной и сложной народной музыкальной культуры.

Чтобы помочь родителям сделать язык общения с детьми более полезным и эстетически привлекательным, а также в педагогических целях применяется следующая ступень уникальной поэзии пестования – пестушки и потешки. Незамысловатые тексты пестушек сопровождаются поглаживанием, постукиванием и щекотанием ребёнка, кружением, различными упражнениями на координацию движений. Потешками принято называть особые забавы и песенки - приговорки, их организующие, взрослых с малыми детьми, в которых используются различные части тела ребёнка и взрослого. Они призваны позабавить, развеселить ребёнка, поэтому текст сопровождается игровыми действиями. Параллельно с поэзией пестования начинают подключаться пальчиковые игры.

Третья ступень - прибаутки – стишки-песенки, которые расширяют словарный запас развлекают и потешают детей.

Четвёртая ступень это песни, игры, хороводы и танцы, которые начинают применяться по мере приобретения ребёнком необходимых навыков.

Песни – это популярный детский жанр звучит как в исполнении педагога, родителей и по возможности самих детей. Они приурочены к теме занятия. Календарные песни разучиваются к праздникам и исполняются на них. В хороводах ярко отражается национальный характер народного поэтического и музыкального творчества. Танцы, под аккомпанемент балалайки, сохраняются в первозданном виде и лишь немного адаптируются для детей раннего возраста. Народная игра - это универсальный подход к детям любого возраста. В ней сочетается эстетическое начало с задачей физического и психического развития в интересной драматизированной, ролевой форме.

Это лишь основные проявления народной художественной культуры, применяемые на занятиях, а есть ещё и малые жанры детского фольклора и целый цикл заданий по декоративно-прикладной деятельности, которые сопровождают каждое занятие и помогают постичь азы ремёсел. Весь пройденный на занятиях материал повторяется родителями и детьми в домашних условиях с помощью учебно-методического комплекса «Как во нашем дому»2, разработанного на основе народной художественной культуры с учётом специфики развития детей раннего возраста.

Таким образом, мы имеем возможность погрузить современных детей в мир традиционной культуры с раннего детства и обогатить родительский опыт воспитания мудростью народной педагогики. Все эти жанры детского фольклора с добавлением обрядового цикла активно используются при проведении праздников.

В ходе реализации возникла необходимость проведения научного эксперимента, целью которого стало выявление особенностей развития детей раннего возраста на основе русской традиционной культуры, а также проведение маркетингового исследования.

В качестве методов исследования выбраны теоретический: анализ психолого-физиологической, педагогической, фольклорно-этнографической литературы касаемо детей раннего возраста; проективный: беседа, анкета, диагностический комплекс, анализ продуктов деятельности. В результате был разработан и модифицирован комплекс диагностических методик, с помощью которых изучались содержательные компоненты, характеризующие развитие детей раннего возраста средствами этнопедагогики.

Поскольку к детям данного возраста не применимы обычные средства проверки знаний, то результаты исследования были сформулированы на основе двухстороннего наблюдения родителей и педагога, а также совместных бесед и анализе продуктов деятельности (т.е. детские работы на прикладных занятиях). Наблюдение со стороны педагога нашло воплощение в разработке критериев и объектов диагностики, а мнение родителей зафиксировано в результатах анкетирования. Некоторые из них мы прокомментируем.

.

Как видно из диаграммы, в основном все родители и учащиеся принадлежат к православной конфессии. Действительно, сложно представить, что занятия будут посещать люди других религиозных мировоззрений, хотя такие случаи зафиксированы. Дело в том, что программа все-таки имеет довольно светский характер и православная информация дается в ненавязчивом виде, а более подробно можно углубиться с помощью лекций для родителей. Всегда присутствует небольшой процент людей с атеистическим мировоззрением. Под «другим» зафиксировано 80% людей религий христианского направления, 18% с верой в «…высшее существо – человека и природу-мать…» и 2% мусульман. Но и эти люди находят полезные для себя и детей моменты, касающиеся общих для всех религий морально-нравственных постулатов.

Таким образом, можно сделать вывод, что программа адаптирована для людей разных конфессий, хотя ориентирована все же на православие.




Примерно такая же картина возникает при выявлении этнической принадлежности учащихся. Программа основана на русской культуре и большинство учащихся являются русскими (хотя многие считают себя русскими, только потому, что живут в России). Но воспринимаются занятия и другими этническими группами, причем иногда даже более успешно. Это можно объяснить более трепетным отношением других этносов к своей культуре и уважительным отношением к русской культуре. «Другие национальности» представлены немцами, украинцами, корейцами, бурятами, таджиками, татарами, евреями, армянами и другими. Либо один из родителей является представителем другого этноса.



Как видно из диаграммы самой распространенной является полная, но однодетная семья. На втором месте семьи с двумя детьми. Мы полагаем, что это очень распространенное явление в современной экономической и нравственной ситуации. В последнее время растет количество многодетных семей, посещающих занятия студии «Потешки». Это объясняется тем, что в традиционной православной русской семье всегда было много детей и принципы воспитания народной педагогики как раз часто ориентированы именно на такие семьи. Таким образом, эти семьи находят поддержку и понимание на учебных занятиях и в проведении праздников, а также в доступности обучения.

В традиционной культуре есть такое понятие, как «помочи», оно образовано от слова «помощь». Издавна крестьяне помогали погорельцам, вдовам, в основном эта помощь касалась физических работ, в связи с тяжёлым земледельческим трудом. В нашей программе такая помощь выражается в специально разработанной системе поддержки матерей одиночек, которая позволяет найти гибкий подход к неполным семьям. Им оказывается психологическая поддержка, консультирование по различным вопросам, материальная помощь.

В заключении хочется поподробнее остановиться на отношении родителей и детей к традиционной культуре. Нашей задачей было выяснить, относятся они к этому, как к чему-то временному, необходимому для развития и просто интересующему в данный момент, или же это является общим интересом семьи. Как известно, если хочешь, чтобы ребенок чем-то увлекся, увлекись этим сам. Эта истина стала проявляться на занятиях, у родителей появилась потребность шить костюм ребенку своими руками, готовить блюда обрядовой кухни, соблюдать посты и знать основные традиции русского празднования, играть на народных музыкальных инструментах, привлекать к занятиям отца семейства и многое другое. С помощью мудрых истин народного воспитания мы, совместными усилиями, решаем психологические проблемы адаптации ребёнка, проводим необходимую коррекцию поведения.





Конечно, процент считающих, что традиционная культура хороша только для детей по-прежнему велик, и в принципе, это не так уж и плохо. По крайней мере, у детей будет сформировано положительное отношение к родной культуре с самого раннего детства. Но целью и стремлением педагогов является увлечение и просвещение родителей русской традиционной и православной культурой, для её возрождения и трансляции.

______________________________________

1Мельников М.Н. Русский детский фольклор. Новосибирск, 1979.

2Минулина Н.А. Как во нашем дому. Учебно-методическое пособие. Новосибирск, 2006.
Просмотров: 653 | Добавил: gamuchatun | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Июль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта