Киргизия: православие сдает позиции евангельскому христианству
Русская православная церковь уже не способна составить конкуренции в духовной жизни Центральной Азии. Ситуация с РПЦ в Кыргызстане свидетельствует о том, что церковь сдает свои позиции евангельскому христианству.
Конечно, доминирующим вероисповеданием в Центральной Азии было и остается мусульманство. Однако, по крайней мере с момента установления здесь господства Российской империи в конце XIX века, в Центральной Азии появилось значительное христианское религиозное меньшинство. Вплоть до распада СССР в 1991 году большинство центральноазиатских христиан являлись последователями Русской православной церкви.
На протяжении большей части советского периода РПЦ находилась в забвении, но в 1980-х годах началось ее возрождение. Однако после распада СССР церкви пришлось, к своему удивлению, столкнуться в Кыргызстане с серьезным соперничеством. В стране было введено либеральное законодательство, позволяющее регистрировать религиозные организации от 10 членов и более, и в республике, зачастую при западном финансировании, начали быстро прибывать протестантские конфессии, практически никогда ранее не встречавшиеся на территории Центральной Азии. Эти конфессии ориентировалось на верующих всех вероисповеданий и национальностей, включая традиционных последователей РПЦ, этнических славян.
В 2009 году президент Курманбек Бакиев подписал новое законодательство, направленное на сдерживание агрессивной миссионерской деятельности и ограничение роста евангельских и исламских сект в стране. Организации, занимающиеся вопросами свободы вероисповедания, подвергли закон критике, местная же православная епархия - наблюдающая, как молодые люди, русские по национальности, вливаются в ряды "иностранных" протестантских конфессий - выступила в его поддержку.
"В годы, предшествующие принятию данного закона, между людьми, перешедшими в новую веру, и последователями традиционных религий возникали конфликты", - говорит старший преподаватель бишкекской Академии управления при Президенте КР и эксперт по вопросам религии Икболжан Мирсаидов. Являясь сотрудником государственного аналитического центра, он пытается вовлечь различные религиозные группы в диалог. Однако представители православной церкви отказываются принимать в нем участие, сказал ученый EurasiaNet.org. "Они [представители православной церкви] не признают более мелкие религиозные течения конфессиями", - говорит он.
Икболжан Мирсаидов объясняет рост влияния мелких христианских вероучений их гибкостью и способностью откликаться на духовные запросы и нужды своей паствы - качества, которым Русской православной церкви, подчиняющейся московской иерархии, очень тяжело соответствовать.
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, известная также как мормонская церковь, числится среди молодых деноминаций Кыргызстана одной из самых хорошо организованных. По имеющимся оценкам, она насчитывает около 12 тысяч членов по всей стране. Помимо предоставления своим последователям работы в принадлежащих церкви закусочных и отелях, организация располагает "университетами за рубежом, куда ее приверженцы могут отправиться на обучение, а по возвращении стать пасторами. Подобные деноминации дают людям возможность общественного роста", подчеркивает Икболжан Мирсаидов.
По словам историка Кыргызско-Российского Славянского университета Екатерины Озмитель, принадлежащей к Русской православной церкви и специализирующейся на истории религии, православная церковь относится к этим более динамичным, менее укоренившимся христианским течениям "с подозрением". Православные священнослужители обычно полагают, что "попытки привлечь верующих, стараясь казаться современнее, обычно приводят к расколу в рядах христиан", добавляет она.
Несмотря на свою обязанность осуществлять контроль за регистрацией религиозных организаций в стране, Государственная комиссия по делам религий не смогла ответить EurasiaNet.org на вопрос о количестве последователей различных конфессий в стране. Правда, в комиссии все же сказали, что баптисты являются второй по численности христианской деноминацией после православных христиан. По оценке Екатерины Озмитель, православные службы регулярно посещает примерно 5 тысяч жителей Кыргызстана, а по большим праздникам эта цифра возрастает втрое.
Хотя распространение новых течений и беспокоит местных православных священников, православная церковь, по словам Екатерины Озмитель, вряд ли станет отходить от своих традиций, чтобы пополнить ряды верующих. Многие более мелкие церкви "делают упор на благополучие и самообогащение, что православная церковь причисляет к аспектам светской, нерелигиозной жизни", поясняет специалист.
Но для некоторых представителей славянских национальностей, выросших в условиях насаждавшегося при советской власти атеизма, православные ценности предков являются чуждыми и малопривлекательными. 31-летняя украинка Татьяна Селина, являющаяся последовательницей евангелистской Христианской пресвитерианской церкви, считает Русскую православную церковь "несовременной". Воспитанная, по ее словам, в "номинально православной" семье, она превратилась в пресвитерианку менее чем через год после поминок отца, проводившихся по православной традиции в доме усопшего.
"Когда в дом пришел священник, он был очень суров, - рассказывает женщина. - Мы потеряли отца, но он [священник] назвал нас язычниками за то, что мы завесили тряпками зеркала в доме, и выговорил брату за неумение правильно креститься. Он сказал, что если на поминках отца на столе будет хоть грамм спиртного, то мы будем гореть в аду. Только потом я поняла, что религия может быть терпимой и веселой".
Впечатления, подобные тем, что не может забыть Татьяна Селина, являются все же скорее исключением, нежели правилом, говорит преподобный Максим Братухин, священник бишкекской Апостольской православной церкви. Большинство этнических славян Кыргызстана "автоматически причисляют себя" к православной церкви, отмечает он.
Представляемая Братухиным церковь, число последователей которой не дотягивает до 200 членов, необходимых для официальной регистрации, придерживается многих обрядов, традиционных для православной церкви, но признает геев и лесбиянок. В марте 2010 года Русская православная церковь выступила с осуждением взглядов Братухина, назвав их клеветой, и дистанцировалась от него, распространив выдержанный в жестких тонах пресс-релиз.
"Как христианин, крещенный в лоне Русской православной церкви, я уважаю все вероучения, но отвечают ли они тем же - это вопрос", - говорит Максим Братухин.
По словам Максима Братухина, его церковь и другие малые христианские церкви - более благожелательно настроенные по отношению к Апостольской православной церкви, нежели епархия РПЦ - приветствовали бы укрепление сотрудничества и оздоровление взаимоотношений с РПЦ, но он не особенно надеется на это.
"Им выгодно и дальше представлять себя "русской церковью". Это дает им определенный официальный статус. Но для людей, которых интересует духовное развитие личности, теперь имеются и другие конфессии", - отмечает он.
Крис Риклтон
Источник: russian.eurasianet.org