Суббота, 20.04.2024, 09:08
Приветствую Вас Гость

Мой сайт

Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2013 » Июнь » 22 » Российская молодежь и православие. Результаты ис
06:31
 

Российская молодежь и православие. Результаты ис

Межвузовская ассоциация духовно-нравственного просвещения «Покров»

Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена

Кафедра педагогики психолого-педагогического факультета

НИЛ христианской православной педагогики

Покровские образовательно-просветительские листки

Российская молодежь и православие. Результаты исследований.

«Российская молодежь и православие. Результаты исследований» Выпуск 27 Санкт-Петербург 2007

ББК 74.037

3-14

Печатается по решению Научно-исследовательской лаборатории
христианской (православной) педагогики
ГОУ ВПО РГПУ им. А.И.Герцена

Покровские образовательно-просветительские листки. Вып.27, СПб.: НЕСТОР, 2007. – 21 с.

ISSN 5-303-00204-7

© Нестор

Вступительное слово

В своем выступлении Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II на открытии съезда православной молодежи в 2001 году сказал: «Долгие десятилетия нам внушали, что храмы посещают лишь пожилые и не-мощные люди, с уходом которых умрет и религия. Но в начале девяностых годов все с изумлением увидели новое, юное лицо Русской Церкви. Мы убе-дились: несмотря на яростные попытки искоренить веру в нашем народе, Свя-тое Православие продолжает оставаться могучей созидательной силой, при-влекая к Истине молодые сердца».

В настоящем выпуске представлены результаты уникального исследования по теме: «Отношение российской молодежи к Русской Православной Церкви», проведенного в 2005 году под руководством И.П.Рязанцева. Судя по данным можно сделать убедительный вывод о том, что «Православие сегодня вновь становится стержнем духовной жизни общества, оказывающим влияние на облик России, её традиции и уклад жизни...»

Также в брошюре представлены некоторые результаты исследования (2007) Н.Е.Рудовой, которая сумела обратить наше внимание на педагогиче-ские проблемы нравственного и духовного становления молодежи в России.
Материалы будут интересны всем, кто работает с подрастающими поколениями граждан России.

А.Г.Козлова, д.п.н., профессор кафедры педагогики, зав. НИЛ христианской (православной педагогики) ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена»

ISSN 5-303-00204-7

©

В своем выступлении Святейший Патриарх Московский и Всея Ру-си Алексий II на открытии съезда православной молодежи в 2001 году сказал: "Убежден, что по отношению к молодежи мы часто бываем несправедливы.

В каждом юноше и в каждой девушке живет неистребимый образ Божий, за внешним и наносным скрывается прекрасная душа, луч-шие качества которой так ярко проявляются в экстремальных си-туациях: на армейской службе, в напряженной учебе, в помощи ближнему, попавшему в беду. А если кто-то из молодых "уходит на страну далече", падает в бездну греха, то ответственность за это несут и старшие поколения. Общество пожинает плоды семидеся-тилетнего плена безбожия. Мы испиваем горькую чашу за наши грехи, и горше всего приходится молодежи 1]. Поистине, "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина" (Иер. 31, 29).

Российская молодежь и русская Православная Церковь

Сегодня много говорят о бездуховности и безнравственности молодого поколения, порой не задумываясь о безосновательности и неадекватности такой оценки. Мы не призываем закрывать глаза на социальные проблемы российского общества и молодежи, в частности, мы просто уверены: сегодня пришло время развернуться лицом к нашему молодому поколению, постараться понять его и услышать, а главное, понять, каково оно на самом деле, чем живет, на что надеется и во что верит.

В феврале–октябре 2005 года социологическим факультетом МГУ им. М.В.Ломоносова и Российской социологической ассоциацией (РоСА) было проведено исследование «Отношение российской молодежи к Русской Право-славной церкви», охватившее 23 региона и 7 федеральных округов РФ. Вы-борка составила 1805 молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет.

Количественный анализ данных был проведен с помощью специализированного пакета программ SPSS (Statistical Package For Social Sciences), являю-щегося международным стандартом обработки социологической информации.

Метод формирования и реализации выборки, а также результаты контроля собранной информации позволяют утверждать, что выборка является репрезентативной для молодёжи населения Российской Федерации 3].

Таблица 1. Основные регионы, в которых проживают респонденты

Регион

город (чел.)

село (чел.)

всего (чел.)

Алтайский край

53

47

100

Архангельская область

38

12

50

Астраханская область

68

32

100

Белгородская область

45

25

70

Вологодская область

35

15

50

Екатеринбург

50

-

50

Иркутская область

62

18

80

Костромская область

34

16

50

Краснодарский край

38

12

50

Красноярский край

36

14

50

Москва

150

-

150

Мурманск

50

-

50

Омск

50

-

50

Пензенская область

33

17

50

Приморский край

62

18

80

Республика Адыгея

26

24

50

Республика Татарстан

87

13

100

Ростов-на-Дону

82

18

100

Самарская область

130

20

150

Саратовская область

74

26

100

Смоленская область

36

14

50

Тюменская область

77

23

100

Челябинская область

82

18

100

Ярославская область

25

-

25

Основной целью исследования ставилось определение отношения россий-ской молодежи к Русской Православной церкви на основе выделения основ-ных его типов, а также выявления актуальных проблем отношений церкви и общества глазами молодых людей.

Существует достаточно много методик для определения конфессиональной принадлежности, на их основе мы попытались создать синтетическую концеп-цию. Таким образом, родилась следующая типология отношения молодежи к Русской Православной Церкви:

  • воцерковленные православные (8%) - верующие, отнесенные к этой группе, исповедуются и причащаются как минимум один раз в год, а также соблюдают, по крайней мере, Великий пост;
  • невоцерковленные православные (55%) - верующие по самоидентифи-кации, осведомленные о православных обрядах, обычаях, литературе, но не имеющих системной религиозной практики;
  • положительно относящиеся к православной вере (33%) - молодые лю-ди вне зависимости от конфессиональной и этнической принадлежности, лояльные к православию;
  • отрицательно относящиеся к православной вере (4%) - молодые люди вне зависимости от конфессиональной и этнической принадлежности, не лояльные к православию.

Православие сегодня вновь становится стержнем духовной жизни общест-ва, оказывающим влияние на облик России, её традиции и уклад жизни. Се-годня 75% молодежи признает православие основой русской культуры. Более 58% молодых людей не согласны с тем, что для России будет лучше, если влияние русской православной церкви уменьшится. Важно понимать, что та-ково мнение россиян в возрасте от 15 до 30 лет, являющихся будущим рос-сийского общества.

8% участников исследования отнесли себя к воцерковленным православ-ным, 55% - к невоцерковленным православным. 33% молодых людей, вне за-висимости от вероисповедания, заявили о положительном отношении к рус-ской православной церкви и лишь 4% - об отрицательном.

Результаты исследования позволяют предположить, что общество массово-го атеизма осталось позади. Современная молодежь обращена к духовной жизни, а численность верующих людей составляет большинство российской молодежи: 63% опрошенных называют себя верующими, а атеистами лишь 15%. Хорошее отношение к верующим (независимо от вероисповедания) выяв-лено у 84% опрошенных.

При этом в основе лежит осознанный выбор, а не слепое подражание или дань моде. Свидетельством этому является тот факт, что 69% опрошенных согласились с мнением, что существуют религии и религиозные секты, нанося-щие вред российскому обществу.

«Хорошо отношусь к православной вере», - с данным утверждением согласились 83,2% респондентов, а 45,4% молодых россиян отметили тот факт, что после распада СССР, влияние православной церкви в целом на жизнь России усилилось. Показательны и «пути» современного молодого человека к православию: в 24,4% случаев это вера традиционно исповедовалась в его семье, 19,3% опрошенных отмечают свою принадлежность к православию как к вере многих поколений российского народа, для 19,6% это был самостоятельный осознанный выбор.

Очевидно, что Русская Православная церковь сегодня - один из самых авто-ритетных институтов общества, пользующихся доверием населения. Подав-ляющее большинство молодых людей - 72% - согласились с тем, что право-славие является национально-государственной традицией России. Таким об-разом, в российском обществе наметился процесс ресекуляризации, охватив-ший не только духовную, но и другие сферы общественной жизни.

Некогда искусственно прерванная политическим давлением традиция уча-стия Русской Православной церкви в делах общества и государства ныне вос-станавливается.

Процесс ресекуляризации в значительной степени обусловлен существен-ными изменениями в системе нравственных ориентиров россиян и обращени-ем к традиционным ценностям российского общества. Агрессивный индиви-дуализм, приоритет материальных ценностей начинают отторгаться заметной частью нынешнего молодого поколения.

Необходимо отметить роль православия в качестве важного фактора духов-ной жизни молодежи. Уверены, что православие "спасает, не дает человеку опуститься", 64% респондентов. Важность для современной молодежи такой ценности, как вера в Бога, подтверждают 66% опрошенных.

Воцерковленные и невоцерковленные верующие (63%) в шкале жизненных ценностей на первое место ставят "смыслообразующие": семью, любовь к ближнему, мудрость. Для неверующих, но положительно относящихся к РПЦ и отрицательно относящиеся к РПЦ, составляющих 37% опрошенных, наиболее важны "инструментальные" ценности: деньги, еда, карьерный рост, власть.

Важное место в ценностных ориентациях молодежи занимает Россия. От 96,2 до 76,9% опрошенных говорят о России как о личностно значимой ценно-сти. Молодежь России видит необходимость конструктивного сотрудничества государства и Русской Православной церкви.

Ценности

Воцерковленные
православные, %

Невоцерковленные
православные, %

Положительно
относящиеся
к РПЦ, %

Отрицательно
относящиеся
к РПЦ, %

Семья

100

98.6

96.8

92.3

Свобода

97.5

95.3

97.7

100

Вера в Бога

97.4

88.3

31.7

28.2

Друзья

96.3

97.9

96.9

92.1

Жизнь

96.3

98.4

97.1

83.8

Образование

96.3

92

91.9

94.6

Любовь к ближнему

96.2

91.3

86.3

64.1

Россия

96,2

90

86

76,9

Любовь к Богу

94,9

82,9

30,9

28,2

Мудрость

93,8

89,4

87,7

82,1

Здоровье

93,7

98

97,3

89,5

Жизненная цель

93,7

96,7

93,8

92,3

Хорошая работа

92,5

97,4

96,5

94,9

Деньги

79,7

91,6

92,7

94,7

Карьерный рост

73,8

87,3

87,8

92,1

Секс

65,4

80,2

82,5

84,6

Еда

64,5

70,6

81

84,2

Демократия

58,2

62

66

56,4

Власть

40,5

54,1

58,3

71,8


Рис.1. Распределение ответов на вопрос: "согласны ли вы с тем, что мнение патриарха Алексия II должно учитываться при решении государствен-ных вопросов?"

Более того, 33,5% респондентов согласились, что мнение патриарха Алек-сия II должно учитываться при решении государственных вопросов (см. рис.1).

В настоящее время вполне можно говорить о наметившемся повороте мо-лодежи к традиционным ценностям российского общества.

Возврат к традиционным ценностям стимулирует рост консервативных на-строений в молодежной среде, что прослеживается на изменениях значения таких ценностей, как "демократия" и "власть". В рейтинге значимости как верующие (63%), так и неверующие (37%) поставили их на последнее место.


Рис 2. Распределение ответов на вопрос: "согласны ли вы с высказывани-ем, что президент России обязательно должен быть православным?"

Так или иначе, согласны с тем, что президент России обязательно должен быть православным 53,6% молодежи (см. рис.2).

Сегодня можно говорить о нарастании консервативных настроений.

Так, около 20% московских студентов считают идеальным для России мо-нархический строй, в то время как в начале 1990-х, согласно опросам, число сторонников монархии составляло доли процента.

Медленно, но верно российское общество движется к формированию кон-сервативного консенсуса. Две первые группы опрошенных (воцерковленные и невоцерковленные верующие) на первое место в шкале жизненно важных ценностей поставили "личностно значимые, смыслообразующие" ценности - семью, любовь к ближнему, мудрость, в то время как для третьей и четвертой групп наиболее важными оказываются "инструментальные" ценности" - день-ги, еда, власть. Иными словами, в обществе наблюдается рост консерватив-ных настроений, выражающийся в росте традиционных ценностей, и сегодня волна консерватизма находится на подъеме.

Признают важную роль религии в жизни мира 65,1% молодых верующих. Ценности семьи, образования, патриотические настроения значимы для со-временных молодых людей. Результаты исследования наглядно свидетельст-вуют о том, что последние 15 лет со всей их смутой и искушениями не вытра-вили нравственные принципы молодежи.

Наконец, 6,8% опрошенных молодых людей уверены в том, что преподава-ние в школах "основ православной культуры" должно носить обязательный характер, а 39% приветствуют идею школьного курса "ОПК" в качестве фа-культатива, "то есть почти половина из опрошенной нами молодежи говорит о востребованности курса "основ православной культуры"!".

Сегодня в России "православные верующие становятся доминирующей со-циальной группой", при этом данная группа является "реальной, а не номи-нальной, и может отстаивать свои ценности".

Традиционные ценности становятся основой для формирования согласия между правящей элитой и самыми широкими слоями общества, о чем свиде-тельствуют сдвиги в ценностных ориентациях современной российской моло-дежи.

Нравственность, по значению - набор нравов. Нрав - способ поведе-ния. Нравственность лежит в сфере деятельности людской и есть испол-нение правил поведения в обществе.

Духовность - это слово, происходящее от слова "дух". Это внут-ренняя мотивация, реальные цели и отношения, которые наружно могут и скрываться.

Нужно понимать, что даже нравственная жизнь - не цель или заслу-га, а средство для очищения души... Для христианина главная и в опреде-ленном смысле единственная ценность - Бог, жизнь с Ним. Все остальное обретает положительный смысл только в той степени, в которой при-ближает человека к Богу. Христианство - религия не "порядочности", а святости.

проф. Андрей Кураев

Н.Е.Рудова [7], Санкт-Петербург

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОПРОСА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Россия – избранный удел Пресвятой Богородицы. Необъяснимая загадоч-ность России и особая духовная крепость во все времена привлекали ученых, писателей и … завоевателей. Но все войны и натиски подтверждали лишь од-но: «умом Россию не понять…» И только тому дано постичь глубинную суть этой земли, кто живет ее духом, питается ее соками, тот, для кого это един-ственная и неповторимая Родина, кто в сердце ее хранит даже покидая на время, и любит горячей и преданной сыновней любовью.

Эта глубинная суть – Православие, предопределенное России избранниче-ство до конца времен, а великая сила ее, – любовь и заступничество Богоро-дицы. Россия под Покровом Ее жертвенной любви, нескончаемой милости и помощи. Многие страницы нашей истории тому свидетельство.

Русские женщины, вынашивая под сердцем дитя, молитвенно взывали к Бо-городице. Вскармливая грудью, - пели Богородицу. Целомудренно рождали и жертвенно растили сильных духом богатырей.

Причина, побудившая провести исследование:- сокращение рождаемости в России, болезненность и ослабленность подрастающего поколения. Масштаб-ное повреждение материнства: аборты, нежелание рожать, смена партнеров, искалеченное тело: обнаженные и пронзенные пупки, наркомания и прочие болезни современности, никогда не были свойственны целомудренной духов-ной России.

Современная деформация материнства неизбежно дает слабое и болезнен-ное потомство. Где корни этой тенденции, ведущей к вырождению?

Исследования, проводимые среди старшеклассников, говорят о глубинных разрушениях нравственных основ: понятия «целомудрие», «многодетная се-мья», «девственность», «здоровая семья», «супружеская верность», «достой-ное материнство», «благодатная беременность», «ответственное отцовство» и прочие изъяты из понятийного аппарата как архаизмы, либо частично сохра-нены на подсознательном уровне.

Исключение составляют те подростки, которые имели духовно-нравственное воспитание в семье с устойчивым представлением, что граж-данский брак, смена партнеров – это блуд, разрушающий участников и веду-щий к ослаблению и вырождению следующих поколений. Эта категория опра-шиваемых, признавая нравственный аспект жизни, показала 100% отказ от ин-тимных отношений до вступления в брак.

В целом исследования, проведенные среди студенческой молодежи, пока-зали отрицательное отношение респондентов к традиционным нравственным устоям, сохранявшим прежде здоровье народа через полноту и целостность института семьи и брака. Из проведенных исследований видно, что 80%-90% опрошенных положительно относятся к гражданскому браку, который ранее осуждался традиционной нравственностью как незаконное сожительство (да-же еще в советский период). Только 5%-15% категорически против легкости половых отношений, а 5% не определились в своих нравственных устремлениях.

60% опрошенных девушек признают главенство мужчины в семье. Но если принять во внимание, что 85% девушек главным и непременным условием вы-двигают финансовые возможности партнера, то становится ясным, что отнюдь не движения сердца определяют брачные настроения, а тезис «ищу спонсо-ра», т.е. своеобразные рыночные отношения. И это не удивительно. Понятие «любовь» утратило нравственную полноту смысла в обиходе современной мо-лодежи, обесценилось и употребляется в контексте извращенных, низменных значений.

Эгоизм, вросший в сознание и жизнь современных поколений, стал тем безжалостным орудием, которое губит чистоту и целостность личности, впо-следствии разрушает семью, а значит, ведет к гибели государства.

Что же такое материнство? Необходимо дать определение этому феномену:
Материнство – это жизнеобразующая деятельность человека, состоящая из целостного взаимодействия природных функций духа, души и тела, реали-зующая полноту любви и жертвенности.
Основанное на творческом замысле Создателя, реализуемое в полноте всей человеческой природы, понятие «материнство» присутствует в области духа, души и тела.

Дух - = дыхание, дуновение; дыхание живого существа; высшая способ-ность в человеке, (совесть), сообщающаяся непосредственно Духом Божиим.

Духовный = в противоположность телесному - свойственный духу, как су-ществу бесплотному, или подобный духу, чуждый плотских потребностей, не-тленный, вечно живой, тонкий.

Душа = душа животная:1) начало жизни чувственной, общее человеку с безсловесными животными. 2) человек. 3) душа разумная, то же, что сердце в обширном смысле - вообще духовная часть существа человеческого, проти-вополагаемая чувственной, или телу.4) начало жизни, помышлений, ощуще-ний и желаний собственно человеческих, которые берутся иногда отдельно от души и одни от других, начало мысленной или умственной жизни, отличное от начала чувствований (сердца).

Целостная трехсоставность человека: дух-душа-тело

1. нормальное естественное состояние:

2. состояние падения - противоестественно:

Рис. 1. 3 рода действий (по св.Феофану Затворнику): 1. Мысли, представления, соображения; 2. Желания, склонности, предпри-ятия; 3. Чувства всякого рода. Являются в 3-х состояниях: животном, душев-ном, духовном

Из этого осмысления следуют понятия: "материнство духовное", "материн-ство душевное", "материнство телесное". При отсутствии одной из состав-ляющих разрушается целостность этого феномена. (См. Рис. 1).

Женщина, принявшая смерть своего младенца в утробе и согласившаяся с этим преступлением, возлагает смертельный груз на будущих детей (если они будут!). И нет разницы, - на уровне клетки или эмбриона совершен аборт. Прежде всего в сердце и в душе, там, где пребывает изначально материнская любовь. Именно чистота и непорочность материнства рождает здоровое и благополучное потомство. В противном случае,- испепеляется душа, жизнь, разрушается будущее.

Вопросы для анкет были составлены с целью выявления причин, повлекших разрушение целостности материнства в России.

Исследования, проведенные среди различных возрастных категорий в 2007 году, охватили респондентов из различных городов России и Ближнего зару-бежья: Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Магнитогорск, Таллинн, Рига, Псков, Новгород, иными словами, именно тех регионов, которые более дру-гих исторически претендуют на высокий уровень культуры и нравственности. В опросе участвовало более 1300 человек в возрасте от 12 до 80 лет.

Анализ результатов показал необходимость принятия во внимание влияние возрастных особенностей и учет возможных изменений в процессе духовно-нравственного становления личности.

Исследователи не ставили своей задачей выявить конфессиональную при-надлежность респондентов. Но опрос был нацелен на выявление духовно-нравственной тенденции общества, относительно аксиологических представ-лений современного человека, формирующего нравственные параметры для последующих поколений в процессе своего воспитания, а также - воспитания своих детей и внуков в пространстве постсоветской культуры, которая в свою очередь опирается на духовно-нравственные основы советского периода. Как известно, воспитание - удел женщины-матери и совершается оно на личном примере. Сегодняшнее материнство определяет завтрашние показатели ду-ховного и физического здоровья населения.

Данные, полученные в процессе обработки и анализа анкет, оказались чрезвычайно любопытными. Так, выявлены мировоззренческие противоречия и элементарная культур-но-историческая неграмотность, а также духовное непонимание традицион-ных культурных основ, что, на наш взгляд, свидетельствует о возникновении стадности сознания общества, обесценивании и деформации личности. Не имея духовных знаний для разумных решений в личной жизни, не имея при-мера духовно-нравственного родительского авторитета, человек оказывается неспособным нести ответственность за себя, свою жизнь, свой род, свое по-томство, но пытается переложить ее на коллективное решение, на рекламу, на стихийное общественное мнение, т.е. на чей-то бульварный пример.

В процессе анкетирования различным возрастным категориям опрашивае-мых были предложены вопросы, позволяющие ретроспективно определить духовно-нравственные истоки современных явлений и предположить пер-спективы развития нравственного состояния общества. Из 22 вопросов, по которым проводилось анкетирование, мы отобрали для анализа некоторые из них, наиболее ярко отображающие современную про-блематику формирования и подготовки к будущей семье и родительству.

Предлагавшиеся вопросы и варианты ответов для выбора:

I. В чем Вы видите главный смысл человеческой жизни?

1.Брать от жизни все.

2.Создать семью и вырастить детей.

3. Посвятить себя карьере.

4. Стремиться к святости и духовному совершенству.

II. Какой предполагаемый вариант начала семейной жизни Вас более все-го привлекает?

1.Ранние браки крепче и дети в них здоровее.

2.Сначала устроить карьеру.

3.Хранить себя и дождаться единственного, Богом определенного..

4.Как сложится.

III. Кто должен быть главой семьи?

1.Муж.

2.Жена.

3. Оба.

IV. Главный критерий в выборе жениха?

1.Богатый.

2.Вырос в полной семье.

3.Не пьет - не курит.

4. Хочет иметь детей.

V. Главный критерий в выборе невесты?

1.Целомудрие.

2.Опытная женщина.

3.Верная.

4.Будет хорошей матерью.

VI. Допустима ли интимная близость до брака?

1.Да.

2.Нет.

VII. Какую форму брачных отношений Вы считаете правильной?

1.Венчанный брак.

2.Законный.

3.Гражданский.

VIII. Желаемое кол-во детей

1.1 ребенок.

2.2 ребенка.

3.3 и более детей.

4.Сколько детей, сколько Бог даст.

Таблица № 1. Показатели духовно-нравственных критериев развития современной молодежи (%)

возраст

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

1.1

12-16

1-30%
2-55%
3-6%
4-9%

1-11%
2-42%
3-20%
ост-17%

м-65%
ж-5%
оба-30%

1-20%
2-15%
3,4-65%

1-21%
2-6%
3,4 -73%

Да-75%
Нет-25%

1-63%
2-35%
3-2%

1-15%
2-56%
3 и бо-лее-29%

16-22

1-42%
2-53%
3-3%
4-2%

1-1%
2-51%
3-10%
ост.-38%

м-70%
ж-10%
оба-20%

1-1%
2-2%
3,4 -47%
любовь-50%

1-12%
2-6%
3,4 -72%
любовь-10%

Да-88%
Нет-12%

1-39%
2-60%
3-1%

1-10%
2-56%
3 и бо-лее-34%

22-30

1-41%
2-47%
3-10%
4-2%

1- --
2-70%
3-10%
ост-20%

м-52%
ж-20%
оба-18%

1-12%
2-10%
3-30%
4-48%

1-11%
2-10%
3,4 -79%

Да-91%
Нет-9%

1-22%
2-63%
3-15%

1-10%
2-63%
3 и бо-лее-27%

30-40

1-37%
2-55%
3-5%
4-3%

1-10%
2-42%
3-8%
ост-40%

м-70%
ж-7%
оба-23%

1-6%
2-43%
3-45%
4-6%

1-8%
2-43%
3,4 -49%

Да-70%
Нет-30%

1-30%
2-65%
3-5%

1-10%
2-62%
3 и бо-лее-28%

40-80

1---
2-20%
3-5%
4-20%
2/4-55%

1-12%
2- --
3-55%
ост.-33%

м-68%
ж-1%
оба-31%

1-5%
2-30%
3,4 -65%

1-25%
2-20%
3,4 -55%

Да-20%
Нет-80%

1-80%
2-20%
3---(!)

2-20%
3-7-40%
Как Бог даст-40%

1.2

18-30 дух. знания

2/4-100%

1----
2-2%
3-98%

м-99%
ж- --
оба-1%

2/4-97%
3-3%

1-70%
2- ---
3,4 -30%

Да-1%
Нет-99%

1-100%
2-1%
3---(!)

Детей, сколько Бог даст

1.3

14-18 женск. гимн.

1,2-78%
3-12%
4-10%

1-4%
2-53%
3-11%

м-53%
ж-10%
оба-37%

1-25%
2-22%
3,4 -53%

1-25%
2-9%
3,4 -66%

Да-63%
Нет-27%
Возд.-10%

1-43%
2-55%
3-2%

1-12%
2-53%
3 и бо-лее-35%

18-22 филологи

1-13%
2-73%
3-12%
4-2%

1-3%
2-27%
3-20%
ост-50%

м-61%
ж-6%
оба-33%

1-26%
2-14%
3-41%
в ду-ховн. пони-ман. -19%

1-11%
2-1%
3,4 -75%
любовь-13%

Да-75%
Нет-25%

1-43%
2-52%
3-5%

1-13%
2-58%
3 и бо-лее-25%
0-4%

В графе. 1.3. Таблицы 1. даны результаты анкетирования, проведенного исключительно в девичьей аудитории будущих учителей. Обратим внимание на данные. Это будущие матери России и будущие учителя. Какую нравствен-ность они понесут следующим поколениям? Какова сегодня их духовно-нравственная позиция? Будут ли они рожать и воспитывать здоровых детей? Ведь их формирование произошло в утробе атеистически воспитанных мате-рей, не получивших духовной базы знаний в советском государстве. Рассмот-рим данные, полученные в ходе исследования:

Предпочтение отдается созданию семьи и воспитанию детей (73-78%), при этом первоочередной задачей ставится:

устроение карьеры (53%), и главенство мужа признается только наполовину.

Главный критерий в выборе жениха - его богатство и порядочность (26-41%), при этом:

Целомудрие считают достоинством только 11-25% девушек, а вот отсутствие девичьей чести считают нормой (блудные отношении и смена партнеров до брака), сообразно рекламе - 75% будущих матерей (6.).

Что касается чадородия,- 53-58% предпочитаются остановиться на 2-х, а 3 и более детей планируют иметь 25-35%. И среди этой категории опрашиваемых встречаются девушки, которые сознательно отказываются от материнства, предполагая прожить жизнь, меняя спонсоров (4%).

В таких результатах не просматривается верное и ответственное супруже-ство, и очень сомнительны возможности духовного развития будущих матерей и, соответственно, создание ими крепких семей и воспитание благополучных детей.

Остается надеяться, что будущее материнство раскроет резервные духов-ные возможности женщины, направив их на воспитание детей, если эти воз-можности не будут растрачены на разрушение личности в добрачный период. Вспомним мудрое евангельское слово, к нам обращенное:

"Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Светильник для тела есть око. Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло;

Диаграмма сравнительных показателей (в %) к VI графе. (допустимость интимной близости до брака (блуд)


Примеч. - сокр. ДНК - опрашиваемые, владеющие знаниями в сфере духовно-нравственной культуры.

Сравнительная диаграмма отношения различных возрастных категорий к утрате целомудрия до вступления в законный брак свидетельствует о том, что подавляющее большинство опрашиваемых в возрасте 12-40 лет не просто до-пускает возможность добрачных половых отношений, но и, надо полагать(об этом свидетельствуют высокие проценты), считают это нормой.

Однако категория опрашиваемых в среде верующих людей, имеющая ду-ховно-нравственную культурную базу знаний и основы традиционного воспи-тания (ДНК) (в возрасте 18-30 лет) в этом вопросе выделяется неприемлемо-стью таковых отношений и проявила четкие нравственные позиции в отноше-нии целомудрия, брака и здорового продолжения рода (к табл. 1.2):

1.Основная цель жизни ими сформулирована как создание семьи и стрем-ление к духовному совершенству (100%).

2.В отношении времени для вступления в брак 98% считают, что нужно хра-нить себя в целомудрии и дождаться Богом определенного супруга или супру-гу (свою половинку), не растрачивая душу и не оскверняя тело сменой парт-неров.

3.Необходимое главенство мужчины в семье признают 99%.

4.Целомудрие считают главным достоинством невесты 70%.

5.Не принимают блудные отношения до брака 99%.

6.Единственно верной формой брачных отношений считают венчание 100%, при этом абсолютно отрицается гражданский брак (блуд).

7.Чадородие понимается как Дар Божий. Они предполагают родить столько детей, сколько Бог даст. И практика современной жизни подтверждает, что Бог не по силам не дает.

Опрос более 1300 представителей молодежи в крупных городах выявил, что крупные города с засильем рекламы имеют лишь "остаточную" нравствен-ность, которая может быть сохранена и укреплена(приумножена) только при условии обязательного духовно-нравственного воспитания в семье, школе, СМИ,- везде, т.е. речь идет о нравственной перестройке всех сфер человече-ской деятельности с учетом исторической духовно-нравственной традиции российской жизни: культурной, педагогической, познавательной, социальной и т.д.

Сегодня в нашем обществе, к сожалению, сохраняется тенденция мораль-ной деградации и нравственного разрушения среднего и старшего поколений, что свидетельствует о невозможности перевоспитания уже сложившегося че-ловека. Оно насильственно тиражирует, в свою очередь, ошибки в подрас-тающем поколении, которое убегает от старших в самостоятельную жизнь, инстинктивно улавливая духовную ложь.

Молодым семьям очень нужна поддержка и мудрость старшего поколения, которая, к сожалению, не накоплена в атеистический советский период. Ин-ститут семьи требует целостности, обращенности к духовным истокам рос-сийских традиций. И современное поколение должно поднять духовный багаж из забытья, освоить, ввести в жизнь и сделать достоянием будущих поколе-ний. А это труд, кропотливый и ежедневный подвиг, в основании которого за-ложено материнское молитвенное служение любящего сердца.

Наметившаяся тенденция к укреплению духовно-нравственной почвы для будущих поколений не выдерживает натиска рекламы. Разрушенные нравст-венные ориентиры современной жизни воспринимаются и предлагаются СМИ как норма (пляжный вид в присутственных местах, бульварный сленг в эфи-ре, политические споры о легализации аномальных меньшинств и т.д.).

Вспомним древние города Содом и Гоморру. Испепелил их Господь за грехи тяжкие и нарушение заповедей. Там теперь и трава не растет…

Вспомним некогда славную Спарту. Что привело ее к самоуничтожению?

1. Культ здорового тела ради воинской доблести в ущерб духовному и ин-теллектуальному развитию.

2. Отсутствие нравственной дисциплины в воспитании как мальчиков, так и девочек. Воспитание на основе физического подчинения старшим.

3. Половая вседозволенность, роскошь и безделье для женщин, которые, в конце концов, привели к повальному блуду и аномалиям, т.к. в государствен-ном законе не было запрета на прелюбодеяние(7 заповедь)

В конце концов, сокращение народонаселения и вырождение от беспоря-дочных связей разрушило генофонд некогда крепких и сильных спартанцев. Страна исчезла. Таков результат разрушения целостной трехсоставности че-ловека: духа-души-тела.

Тело подавило духовно-душевно-нравственные основы личности, разнуз-данностью страстей уничтожив генофонд целого государства.

Необходимо вспомнить о данном всему человечеству Всеобщем Нравствен-ном Законе (Синайское законодательство и Нагорная проповедь).

Незнание Всеобщего Нравственного Закона 12] влечет непонимание традиций своего народа, когда духовность воспринимается как обрядовая условность. В таком случае Таинства, установленные Богом воспринимаются как формаль-ность, что в свою очередь ведет к непредсказуемым последствиям в после-дующих поколениях.

"Нормальный строй человека таков: дух в Боге, под его управлением - ду-ша, под тем и другою - тело. Когда же отпал человек от Бога, дух потерял власть над душою, а эта над телом. Жизнь падшего стала преимущественно - плотская, со слабою душевною и еще слабейшею духовною. Предваряющая - зовущая Божия благодать, приближаясь к человеку, действует прямо на дух его и, оживотворяя его стихии - страх Божий, совесть и жажду богообщения,- обращает его к Господу Спасителю, Который, сочетавая с ним навсегда бла-годать в Таинствах, возвращает ему в человеке опять преобладающее положение" 13].

Например: в проведенном опросе мы видим приоритетное отношение к венчанному браку (графа 7) и вместе с тем, положительное отношение к ин-тимной близости до брака (графа 6, диаграмма). Эти два положения вступают в духовное, нравственное и физическое противоречие. Таинство венчания со-вершается водительством Духа Божия и предполагает целомудрие брачую-щихся, запрещающее блудное соитие. Допустимость этого, рекламируемая в СМИ, свидетельствует о непонимании основ духовной жизни и отсутствии традиционного представления о нравственности. А вместе с тем все возрас-тные категории признают главенство мужчины в семье. То есть неосознанно в нашей генетической памяти сохранилась истина, что семья - малая церковь Христова, где муж, глава - образ Христа, а жена - Церкви, в послушании кото-рым живут дети как народ Божий.

Разговор о нравственном возрастании сегодня, на наш взгляд, возможен только с позиции понимания действования духовного Закона.

На современном этапе жизни российского общества необходимо ввести во всех сферах воспитания и обучения серьезное и глубокое изучение духовно-нравственной культуры (ДНК) и духовных основ бытия.

Целостность формирования будущей личности в духовной и генетической своей основе закладывается в утробе матери. Поэтому первостепенное значе-ние необходимо уделить воспитанию будущего материнства, как исходной ко-лыбели формирования целостной личности.

Нет среди человечества ничего выше и жертвеннее любви материнской. Сам Христос был во всем послушен Матери Своей, зная, что слово Матери продиктовано ее Любовью, может быть даже неосознанной. Сам Господь воз-высил Материнство до небес, будучи послушен как Бог и Сын: первое чудо Он совершил по просьбе Богородицы, на свадебном пиру в Кане Галилейской, благословив целомудренный брак как основу жизни.

Бог возвел земную деву в ангельский чин - "честнейшую Херувимь и слав-нейшую без сравнения Серафимь" через ее жертвенное и целомудренное Ма-теринство, через ее неизмеримую Любовь.

Истинная материнская любовь жертвенна и совершенна. Профессор столичной академии середины ХIХ века, известный педагог пушкинской эпохи святитель Феофан Затворник предлагал свою идею образо-вания, которое "развивает не один ум, но и главным образом облагораживает сердце. Здоровая русская школа,- писал он,- к какому бы типу она ни принад-лежала, и какие бы в ней науки ни преподавались, должна неизменно иметь в своей основе начала религии и нравственности".

Сначала нужно прочно напечатлеть в сознании и сердце основные нравст-венные истины, а уже затем на подобном крепком фундаменте строить всю систему научного образования, причем при постепенном, поступательном развитии последнего нравственные идеи должны иметь значение высших, руководительных начал" 14].

^

^

^

Просмотров: 238 | Добавил: gamuchatun | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Июнь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Друзья сайта