Гость монастыря
«Я нашла православие»
Беседа с настоятельницей Свято-Троицкого монастыря в Гватемале игуменией Инес (Аяу Гарсиа)
http://www.diveevo.nne.ru/
— Мы знаем, что Гватемала — это республика в Центральной Америке, где живут потомки индейцев майя. Расскажите, пожалуйста, о современной жизни Гватемалы.
— В современной Гватемале 10% жителей страны — майя. В XV веке наша страна стала испанской колонией. Испанцы принесли в Гватемалу католичество, и майя приняли христианскую веру, не оставляя своих традиций. Сегодня 50% — это католики, и вторая половина — это различные варианты христианства: протестанты, неопятидесятники-харизматики. Такова религиозная ситуация в Гватемале.
— Ваш монастырь называют островом православия в Гватемале. Это очень маленький остров?
— Да, это очень маленький островок.
— Как он появился?
— Когда я в 20 лет стала католической монахиней, мне дали прочитать о прп. Серафиме Саровском и его беседу с Мотовиловым на испанском языке. Еще одну книгу — «Лествицу» Иоанна Лествичника, которая была отсюда, из России, и другую, на греческом, — о Божественной литургии Григория Паламы. Это мне открыло глаза и сердце для того, чтобы искать и искать. И шестнадцать лет спустя я нашла православие. История матери Марии, с которой мы приехали в Дивеево, была похожа на мою. Мы встретились на Филиппинах, когда наш монастырь приехал в эту страну. Там я узнала много монахинь, которые искали истинную веру, но они думали, что она не существует.
Я училась богословию десять лет — у салезианцев в Гватемале, у монахов Святого Духа в Мехико, у известного богослова отца Жана Даниелу во Франции, у иезуитов в Бельгии и Сальвадоре. Меня продолжал мучить вопрос: где находятся сокровища, с которыми я столкнулась в начале монашеской жизни?
Позже меня отправили в Иерусалим на один год на каникулы, чтобы я изучала теологию. И там я узнала, что существует истинная православная вера. Я позвонила матери Марии по телефону на Филиппины: «Православие существует! Нам не нужно ничего, мы его нашли!» Мать Мария села на самолет и прилетела сначала в Египет, а потом в Иерусалим.
Мы решили ехать в Гватемалу, на мою родину, потому что католическая церковь сделала нам жизнь на Филиппинах невозможной. По дороге из Иерусалима мы познакомились с митрополитом Швейцарским Дамаскиным (Попандреу), и он благословил, чтобы мы открывали монастырь, и сказал, что мы должны войти в юрисдикцию одного из православных патриархатов.
Прошло десять лет с тех пор, как мы нашли митрополита Антония (Чедрауи), в юрисдикции которого находились Мексика и Гватемала. Он — православный из патриархата Антиохийской Церкви. Но всегда наше сердце было в России по вине прп. Серафима. И в конце концов мы приехали сюда.
— Почему вас не удовлетворяла католическая вера и вы искали иную?
— Мы искали настоящую монашескую жизнь и настоящую Церковь, которая имела бы свои корни в традиции.
— Католики тоже говорят, что у них большая традиция...
— Да, они это говорят публично. Но они знают, что этого нет. Католическая церковь — это аппарат с большой политикой и очень могущественный. Но она падает, потому что удалилась от традиций истинной христианской веры.
— Как вас принял прп. Серафим?
Мать Инес долго молчала, на глазах у нее были слезы. А потом сказала:
— Как отец.
— Вы везете из Дивеевского монастыря частичку мощей прп. Серафима. Кто придет к нему в Гватемале? Сколько там православных?
— Очень много людей читали историю жизни прп. Серафима. Я давала занятия в одном колледже, где было около тысячи учеников, и все читали эту книгу о прп. Серафиме. И теперь, когда у нас есть частичка его мощей, я представляю, сколько людей может прийти к нему. Он — как магнит.
— Почему?
— Он объясняет очень ясно цель православной жизни. А цель — это стяжание Духа Святого. И форма, в которой он говорит, производит очень большое впечатление. Нам становится ясна наша вера. Он разъясняет нашу веру.
— Эта тысяча человек, которых вы учили в колледже, — католики или православные?
— Католики. Но католики очень прохладные, потому что им не нравится, что происходит в католической церкви. Монахини там — не монахини. Они не ходят в монашеской одежде, они ходят в джинсах. И уже не молятся. Уже нет ничего...
— Чем занимаются католические монахини?
— Какой-нибудь социальной работой. И они очень вовлечены в политику.
— Расскажите, как выглядит ваш монастырь. Какой он? Сколько в нем монахинь?
— В нашем монастыре сейчас три монахини: я, мать Мария (Амистосо) и мать Ивонн (Соммеркамп). Раньше были еще сестры, но у них не было желания оставаться в монастыре, потому что у них не было здоровой православной жизни. Им было очень трудно. Есть много других женщин, желающих поступить в монастырь, но католическая церковь их пугает.
Тем не менее монастырь понемногу растет. Есть миряне, которые хотят стать православными. Растут дети нашего приюта. Мы думаем привезти их сюда, чтобы они могли впитать православие.
С нами в Россию приехали двое наших воспитанников — Раина, ей 21 год, и Адам, ему 18 лет. Они живут в России, в двух разных православных приходах, и здесь будут учиться в университете информатике и инженерному делу.
Адам, когда вышел из приюта, не мог адаптироваться в современной жизни, ему было трудно. Здесь, в России, он живет в семье священника, он позвонил мне по телефону и сказал, что счастлив, потому что находится в алтаре. Это дети Церкви.
За двенадцать лет, что мы занимаемся приютом, через него прошло около тысячи детей. Они все православные. Это небольшое семечко для православия в Гватемале.
Сейчас в приюте сто детей, они живут по монастырскому уставу. Каждый день по мирскому чину мы вычитываем и поем с детьми службу в приютском Преображенском храме. Жизнь детей организована вокруг литургического календаря. Раз в две недели к нам приезжают священники — из Мексики, США, Японии и даже были из России. И они совершают литургию.
Многие жители Гватемалы не знают о существовании православия в нашей стране. Когда мы закончим росписи храма, — а его расписывают русские художники из Костромы и США, — мы устроим большой праздник и познакомим гватемальцев с православием и с нашим монастырем.
Есть две очень большие группы в Гватемале, около 5000 человек, которые говорят, что хотят стать православными. Сейчас мы выпустили 5000 книг катехизиса с иконой Святой Троицы на обложке, ведь наш монастырь в честь Святой Троицы. Затем мы переведем на испанский язык акафист прп. Серафиму и издадим его. У нас очень много работы. Это очень радостная работа.
Когда в 1986 году начинался наш монастырь, мы хотели сделать небольшой скит, чтобы только молиться и молиться. Но Господь захотел другое. Поэтому мы в первую очередь делаем то, что хочет Господь, а потом — то, что хотим мы.
— Почему вы решили монастырский храм строить в древнерусском стиле?
— Мы искренне любим Россию и Русскую Православную Церковь. Кресты на наших куполах — византийские. Люди, видя русские маковки, сразу понимают, что перед ними православный храм. Приход придерживается русских богослужебных обычаев, следует юлианскому календарю. Монахини носят русские иноческие одежды.
— Где расположена обитель?
— В 20 километрах от Гватемала-сити, на склоне горы. Вокруг — лес, неподалеку — озеро Аматитлан. Место очень красивое.
— Вы происходите из известной в Гватемале семьи. Как ваши родные отнеслись к вашему переходу в православие?
— Моя мама, которая много читала о православии, была очень рада. Когда антиохийский владыка Антоний (Чедрауи) в первый раз приехал в Гватемалу и совершал чин присоединения к православию арабов, мама спросила: «Что он делает?» Я объяснила. И тогда она сказала: «Я тоже хочу». Я ей сказала: «Мама, ты не знаешь, что ты делаешь!» — «Нет, знаю». С этого дня она — православная. Когда бывают службы, она приезжает в монастырь, и очень много нам помогает.
Мой папа — ученый, очень известный и влиятельный в Гватемале экономист. Он говорил, что истинной веры не существует. Я его убеждала, что существует, но он не соглашался. Он стал искать книги и поехал в Турцию и в Иерусалим — туда, где корни православия. И когда вернулся, сказал: «Да истинная вера существует». Теперь он — православный.
В день святителя Николая в 1995 году Акт об основании Православной Церкви в Гватемале подписали управляющий Антиохийской митрополией Мексики и Центральной Америки архиепископ Антоний, монахини монастыря и 25 прихожан, первыми в их числе были мои родители.
Раньше папа очень стыдился, что у него дочь — монахиня. Сейчас, когда он православный, он очень гордится своей дочерью, православной монахиней.
— Что же самое главное в духовной жизни?
— Нужно быть очень внимательными, иметь большое внимание к Господу, иметь веру в то, что Он нас любит и обязательно к нам придет, ждать Его. Мир и сатана нас разрушают, поэтому надо проявлять большое внимание к своей жизни и, самое главное, как говорил прп. Серафим Саровский, надо знать, что цель нашей жизни — это стяжание Святого Духа, и стремиться достичь этой цели.