За периодом наивысшего расцвета Кипрской Церкви наступило время увядания и упадка, связанного с иноземным порабощением и духовным диктатом латинских завоевателей.
Латинское господство (1191-1571)
За периодом наивысшего расцвета
Кипрской Церкви наступило время увядания и упадка,
связанного с иноземным порабощением и духовным
диктатом латинских завоевателей. В 1191 году Кипр был
покорен одним из активных участников III крестового
похода английским королем Ричардом Львиное Сердце.
Вскоре он продал остров католическому
духовно-рыцарскому ордену тамплиеров, а затем Королю
Иерусалима Ги Лузиньяну. С 1489 Кипр стал одной из
Венецианских колоний и оставался в этом положении
вплоть до османского завоевания.
Вне зависимости от конкретного правителя весь период
Латинского владычества прошел для Кипрской Церкви под
знаком насилия и мощного духовного давления со стороны
Римо-католической Церкви. С самых первых дней завоевания
острова на Кипре обосновалась латинская иерархия,
состоявшая из архиепископа (кафедра в Лефкосии) и трех
епископов. В 1260 году Римский папа Александр IV издал
буллу, предусматривавшую сокращение православных епископий
с четырнадцати до четырех, упразднение должности
православного Архиепископа и ограничение передвижения
греческих архиереев.
Папа Александр IV Кипрская Церковь надолго утратила свою
самостоятельность: латиняне открыто вмешивались в
процедуру избрания епископов и даже игуменов
православных монастырей. Имущество епархий, обителей и
храмов было конфисковано католиками, а православные
архиереи обязаны были платить налог латинскому
архиепископу.
Непопулярные финансовые меры и попытка насильственного
насаждения католичества вызвали решительный протест у
православных киприотов. Представители высшего и низшего
клира отказывались подчиняться папе и сохраняли полную
духовную независимость.
Архиепископ Исаия для урегулирования некоторых текущих дел
Кипрской Церкви совершил поездку в Константинополь,
в ходе которой выступил с публичным осуждением
латинского владычества. После этого католики
воспрепятствовали ему вернуться на родину и приступить
к исполнению своих пастырских обязанностей.
Его преемник архиепископ Неофит
(1222-1251) отказался согласиться на подчинение
латинским иерархам и вместе с другими архиереями и
пресвитерами был изгнан с острова.
Православные архиереи, иноки и миряне шли на мученичество,
но не отказывались от своих убеждений. Большой резонанс в
православном мире имело мученичество тринадцати монахов
Кантарского монастыря. В 1231 году они дерзновенно осудили
латинские нововведения, вследствие чего власти заключили
их в темницу, а потом сожгли на костре.
Попытка прекратить притеснения Православной Церкви была
предпринята Кипрским архиепископом Германом. Вместе с
тремя епископами он посетил Рим, где изложил свои
требования и претензии папе Александру IV (1254-1261).
Православные Кипра на короткое время вздохнули с
облегчением, но вскоре гонения на них возобновились с
новой силой.
Однако, никакие жесткие меры не смогли сломить духа
киприотов, оставшихся верными православной вере и
традициям своего народа. Прозелитская политика католиков
не принесла никаких плодов, и едва латиняне утратили свой
политический контроль над островом, Православная Церковь
вновь стала господствующей на всей территории Кипра.
Сегодня о периоде латинского господства напоминают только
археологические памятники: храмы святой Софии и святого
Николая (Лимасол), св. Николая и св. Георгия (Фамагуста) и
аббатство в Пелла Паис.
Кипрская Церковь в годы Османского владычества
(1571-1878)
В 1571 году Кипр был покорен
османскими войсками. Завоевателями было разрушено
несколько православных храмов и убито значительное
число пастырей и монахов.
Тем не менее, общая политика завоевателей по отношению к
Православной Церкви оказалась достаточно веротерпимой: они
вернули православной общине все привилегии, которыми она
располагала в Византийский период, а также земли и
имущество, отобранные католиками у монастырей и приходов.
Благодаря мудрой политике своих архипастырей, Кипрская
Церковь добилась предоставления от Великой Порты тех же
привилегий, которые были даны Мехмедом II Вселенскому
Патриарху Геннадию Схоларию. Кипрские архиепископы были
признаны этнархами – главами не только Церкви, но и
народа. Они активно отстаивали права своей паствы,
совершали поездки в Константинополь с целью ее защиты
от злоупотреблений местных турецких властей.
Архиепископ стал не только покровителем христиан, но и
посредником между ними и османской администрацией. При
этом на него была возложена ответственность перед
султаном за порядок на острове и даже своевременную
выплату налогов.
В период турецкого владычества Кипрскую Церковь
возглавляли выдающиеся архиепископы, много сделавшие для
блага своей Церкви и народа: Тимофей, Вениамин, Христодул,
Никифор, Иларион Кигалас, Сильвестр, Филофей, Паисий и
Хрисанф.
Никифор (1644-1674) был первым архиепископом, получившим в
1660 году признание Великой Порты в качестве этнарха
кипрского народа. В 1672, как на представителя
православной общины острова, на архиепископа возложили
выплату налогов. В 1662 году Никифор начал в Лимасоле
строительство нового кафедрального собора святого Иоанна,
а в 1668 созвал в Лефкосии Собор, осудивший набиравшее
популярность кальвинистское учение. Следующий архиепископ
Иларион Кигалас (1674-1682) возродил пришедший в
запустение монастырь святого Варнавы, а его преемник
архиепископ Сильвестр (1718-1733) в 1720 году воссоздал
здание Архиепископии в Лимасоле.
Архиепископ Филофей (1734-1759)
основал в Левкосии Высшую школу, завершил
восстановление монастыря святого Варнавы и нашел
средства для окончания строительства
Святоиоанновского кафедрального собора. В 1740 году,
чтобы добиться улучшения положения своей паствы,
владыка прибыл в Константинополь. Здесь он был
оклеветан Великим визирем, взят под стражу, лишен
своей кафедры и в кандалах направлен в тюрьму на
Кипре. Благодаря вмешательству Вселенского
патриархата архиепископ Филофей спустя некоторое
время был освобожден из темницы и смог вернуться к
исполнению своих обязанностей. В 1752 году он вновь
прибыл в Константинополь в надежде добиться
уменьшения взимаемого с киприотов хараджа, размер
которого из-за злоупотреблений местных чиновников
увеличивался с каждым годом и достиг непомерных
размеров. Архиепископ был вновь обвинен в
антиправительственных действиях и чудом избежал
репрессий со стороны властей.
Последующие предстоятели Кипрской
Церкви продолжили попытки добиться уменьшения
налогового бремени и нахождения управы на
злоупотреблявших своим положением местных османских
чиновников. Заступничество за народ часто стоило им
тюремного заключения, изгнания с кафедры или
депортации с острова.
На протяжении всего периода иноземного господства на Кипре
жители острова не оставляли надежд на освобождение своего
отечества. Рост национально-освободительных настроений
достиг своего апогея к началу XIX в. После начала в Греции
восстания 1821 года киприоты с
оружием в руках вступили в борьбу за освобождение от
османского ига.В ответ на это наместник острова Мехмед
Кучу обрушил на православных жителей Кипра жесточайшие
гонения: все три митрополита (Пафский Хрисанф,
Киттийский Мелетий и Киринейский Лаврентий) были
казнены, а архиепископ Кипрский Киприан (1810 –
1821) был повешен на центральной площади Никозии. Всего
за пять дней с 9 по 14 июля 1821 года было убито 486
игуменов монастырей, священников и старейшин. Почти все
православные монастыри и храмы были отобраны и обращены
в мечети или хозяйственные помещения.
Восстановлена иерархия Кипрской Церкви была в том же 1821
году с помощью Антиохийского Патриарха Серафима,
пославшего на Кипр епископов, рукоположивших трех
митрополитов и нового предстоятеля Кипрской Церкви.
Афанасий Зоитакис