На вопросы Переправы отвечает наш друг, главный редактор портала «Православие и мир» Анна Данилова.
- Расскажите, как создавался ваш портал, ставший, на мой взгляд, самым самобытным и современным православным изданием? С чего всё начиналось? Почему-то кажется, что здесь не обошлось без личной инициативы, без человеческого измерения, без житейской истории.
В начале 2000-х годов в интернете стало появляться много интересных православных проектов.
- А ведь интернет в ту пору был, по сравнению с нынешним временем, безлюдным и для многих загадочным…
Но интересные проекты создавались. При этом не было ни одного понятного и одновременно доступного в использовании сайта, который бы просто, с любовью и по-доброму рассказывал невоцерковленным людям о Православии. Идея создать такой «недостающий» сайт родилась в стенах храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря. Один из прихожан, Анатолий Данилов, озвучил эту мысль настоятелю – протоиерею Александру Ильяшенко и мне.
Я была категорически против! Очень долго объясняла, что выполнить это будет невозможно, что у нас не хватит материалов, что всю духовную литературу мы опубликуем в течение полугода, а дальше у нас не останется тем. Но Анатолий настаивал на своем, а отец Александр горячо поддерживал его. И в январе 2004 года мы с Божией помощью запустили проект под названием «Православие и мир».
В процессе работы над сайтом мы с Анатолием присмотрелись друг к другу и поженились
Правда, тогда мы и думать не думали, что из небольшого приходского издания, который занимал пару часов в неделю ПРАВМИР так быстро станет одним из крупнейших Интернет-изданий в своей области, что посещаемость будет более полумиллиона человек в месяц, а работать мы будем в режиме круглосуточной редакции.
- Самое отрадное, что ПРАВМИР заметен не только «в своей области»... А Ваша научная и преподавательская деятельность как-то связана с темой портала?
Нет. В МГУ я читаю курсы социолингвистики, теории коммуникации, академической риторики, и единственное в чем отчасти педагогическая деятельность соприкасается с ПРАВМИРом - то, что я соруковожу магистратурой “Риторика новых медиа” и здесь знание принципов работы новых медиа необходимо. Но я намеренно стараюсь никак не пересекать эти две линии. Пожалуй только в силу очень активного вовлечения в журналистскую жизнь, многие примеры и случаи, которые мы разбираем на занятиях по теории СМИ – из самых свежих, которые утром еще горячо обсуждались в Facebook.
- Вы почти каждый день общаетесь со студентами. Они чем-то отличаются от студентов недавнего прошлого, когда Вы учились в университете? Есть ощущение, что и форма, и содержание людей разительно поменялось за последние 30 лет не менее трёх раз…
Трудно сказать. 10 лет не такой большой срок для разительных перемен. Не думаю, что студенты как-то сильно изменились - очень много заинтересованных, с горящими глазами, работающих, есть и те, кому бы поскорее диплом и “до свидания!”. Хотя, есть забавные моменты, например, могут сказать: “А этой книги в Интернете нет, как же нам ее прочитать”. Нов целом наши студенты меня очень радуют.
- А ведь ещё пятнадцать лет назад интернет воспринимался в студенческой среде как сущая экзотика… Удаётся ли вместе со студентами создать творческую лабораторию для «ПиМ»? И вообще – на каких принципах построена работа вашей команды?
- Студенты никаким образом не привлекаются к Правмиру и, когда их надо устраивать на практику, я ищу для них светские направления. Несколько раз было так, что студенты сами узнавали о Правмире, писали письма с вопросами, подходили советоваться, как им запускать свои СМИ. Кто-то предлагал сотрудничество. Вот тут - пожалуйста, очень рада и помочь и искать вместе темы, идеи и направления.
Команда у нас большая и небольшая. На полной занятости - три человека, остальные заняты частично или внештатные авторы. Всего авторов у нас больше 100 человек и это всегда поразительно интересная работа.
Работаем мы удалённо. Пока много работаем всё же ночами, хотя за последний год удалось с помощью друзей часть работы перенести на дневное время. Временами проводим планёрки, а так - каждый в свободном графике работает над текстами.
- Наблюдая за вашей журналистской деятельностью я то и дело припоминаю вопрос-девиз актёра Алексея Дикого: «Чем будем удивлять?». Почти каждую неделю появляется какая-нибудь очень неожиданная публикация. Какие сенсации ждут нас в будущем? Или сенсаций по плану не бывает?
Самой невероятной всегда оказывается правда жизни. Самые интересные публикации вырастают из самых наболевших вопросов. Если прочувствовал - получился хороший текст. Если подошёл формально, что и текст не удался. Поэтому мы надеемся находить более точные и правильные ответы на многочисленные вопросы читателей.
- В журналистике сегодня вся власть принадлежит господину великому Формату. В очень немногих СМИ карт-бланш получают люди разных воззрений, стилей, даже поколений... Получаются «боевые листки» или салоны «для своих», закрытые клубы. Считается даже, что у журнала или газеты должна быть узнаваемая идеология и эстетика. А, чтобы шагнуть за флажки – ни-ни! А «Православие и мир» интересуют разные мнения, разные программы, это заметно. По мне, это достоинство журнала: как читатель, я получаю противоположные точки зрения. Но наверняка с разных флангов вы получали упрёки в ренегатстве… Многие уверены, что в одном отдельно взятом журнале могут печататься только единомышленники. Вы подчас даёте трибуну и атеистам, и тем, кто высказывает ритуальное уважение к вере, но нещадно критикует Церковь…
Такие упреки конечно есть, и у нас есть определенные границы полярности мнений. Совсем недавно архиепископ Иоанн Белгородский сказал мне о Правмире: “Здесь можно ознакомиться с разными авторитетными точками зрения и сформировать свое мнение на проблему”.
Мне кажется, что важно отражать идущие в Церкви дискуссии. Вот один почтенный протоиерей считает так, другой - вот эдак. И оба - почтенные протоиереи. А наша задача показать эту дискуссию спокойно и рассудительно.
Что касается критиков Церкви - нам надо учиться слышать людей вокруг нас. Не только огрызаться на их памфлеты и тирады, а пытаться понять, что им не нравится? Почему у них болит душа? Какие наши качества заслоняют от них образ Божий? Не нравится ли им Церковь как институт или же есть какие-то сложные вопросы, с которыми можно разобраться за пару часов. Вот так мы сможем прийти к диалогу. А диалог - спокойный, рассудительный - это высочайшее искусство.
- И Ваши обзоры мнений – нередко противоположных – по актуальным событиям очень полезны для нас!
Продолжение следует
Вопросы задавал Арсений Замостьянов