Не
приходится говорить о том, насколько насущно покаяние.
Без него христианская жизнь немыслима. Даже начаться
она не может без покаяния.
Оттого к покаянию все время возвращается православный
человек. И не только мыслью, но и поступками –
обязательно. Иначе получится, что наша вера без дел
мертва.
Покаяние сопровождает христианина всю его жизнь, какая бы
долгая, какая одухотворенная она бы ни была. Потеря
покаянного духа означает попросту уход человека с
духовного пути, уход на путь погибели.
Вот почему подвижники стремятся к непрестанному
покаянию (назовем его так, по аналогии с непрестанной
молитвой).
Само собой понятно, что к непрестанному покаянию любому
человеку путь длинный и нелегкий. Можно ли на этом пути
наметить какие-либо отдельные шаги? Можно ли описать
способы, благодаря которым человек способен по нему
двигаться? Несомненно.
Обратимся к огромному пастырскому опыту Православной
Церкви. Замечательный духовник первой волны русской
эмиграции, архимандрит Сергий (Шевич), отмечал, что мы
каемся в грехе три раза: сразу по осознании греха, в конце
дня, на исповеди[1].
* * *
Первый раз: я каюсь в тот момент, когда понял, что
совершил грех, даже если осознание греха пришло сразу по
его совершению. Не стоит медлить с покаянной молитвой к
Богу (и просьбой о прощении к человеку, если я совершил
грех против ближнего). Большая ошибка – отложить
покаяние «на потом», под предлогом, что
«неудобно как-то сейчас» и т. п. Грех подобен
болезни, – чем раньше принялись за лечение, тем
успешнее оно будет. Чем раньше начато покаяние,
тем меньше грех успеет повредить мне. Коснеть в грехе
опасно.
Стыд за свершенный грех не должен остановить меня на пути
покаяния. Напротив, стыд надо использовать для борьбы с
грехом. Стыдно мне, потому и каюсь. Если отложу покаяние
на потом, то болезнь будет загнана на глубину, бороться с
ней будет значительно труднее.
* * *
Второй раз каюсь: в конце дня я мысленно перебираю его
события и вновь возвращаюсь к своему греху. Немного
размышляю о нем (в чем его причины, каковы его
последствия, как с ним бороться), прошу Бога о прощении.
Это настоящее ежедневное духовное упражнение.
В русской православной традиции оно ясно прописано в
некоторых молитвословах после вечернего правила:
«Положи слово с самем тобою, и испытание сотвори
совести твоея, преходя и подробну исчитая вся часы
дневныя, начен от времени, когда восстал еси от одра
твоего... вся твоя деяния, словеса и помышления... Аще что
лукавое соделал еси... кайся и моли Человеколюбца».
Как всякое регулярное духовное упражнение, ежевечернее
покаяние требует от христианина волевых усилий.
Каждодневное покаяние не займет слишком много времени,
если я не «утону в деталях», если днем буду
каяться, как только замечу, что не прав перед Богом и
людьми.
Ежевечернее покаяние помогает человеку наладить
внимательную христианскую жизнь.
* * *
Третий раз каюсь: на Таинстве исповеди перед невидимо
присутствующим Спасителем я прошу прощения, и священник
произносит разрешительную молитву, свидетельствуя перед
Богом мое покаяние в грехе, я целую Крест и Евангелие.
В грехе я каялся первый раз, преодолевая ложный стыд,
каялся после вечерних молитв, преодолевая лень. Все это
содействует тому, чтобы на исповеди я принес покаяние
живое, неформальное и не поверхностное.
Слова архимандрита Сергия о покаянии дорогого стоят. Они
побуждают нас каяться чаще. Они исходят из сокровищницы
пастырского опыта. В них ощутимо горячее желание, чтобы
покаянные труды облагораживали нашу жизнь, приближали нас
к Христу.